Юный Натуралист 1969-02, страница 22

Юный Натуралист 1969-02, страница 22

Путнику, впервые вступившему на армянскую землю летней ночью, кажется, что он попал на середину круглой темной сцены, потолком которой служат многочисленные яркие «Медведицы», а вокруг — как будто на миг замер хоровод многогорбых верблюдов. А когда из-за спины одного из них встанет солнце, окажется, что все эти верблюды разные. Чаще всего платья армянских гор шершавые, серые, с обилием камней. Но встречаются длинные вереницы зеленых гор, розовых, бронзовых— таких, например, что плотной стеной обступили Араратскую долину.

Издавна называют ее оранжереей цветов и деревьев. Каких только не встретишь здесь видов: от бирюзовых берез и тон-коталиевых тополей до рослых роз, маков и тюльпанов! И часто на том или ином дереве встретишь осторожно прикрепленную дощечку: «Редкая порода. 500 лет. Встречается...»

Самые «зеленые» точки Армении — по Дилижанскому ушелью, возле города Сте-панавана, где растут сплошные леса из армянской сосны; светлые березовые рощи у курорта Цахкадзор, что в переводе с армянского означает «Ущелье цветов».

Но не только в долинах и по берегам рек, а и среди скал, в ущельях, на подолах гор можно встретить сады абрикосов, персиков, груш, яблонь и знаменитого армянского винограда.

А самым щедрым хранилищем редчайших представителей флоры и фауны республики является знаменитый Хосровский заповедник.

В Армении бережно хранят легенды, связанные с разными животными. Помните из народного .эпоса «Давид Сасунский» образ коня Джалиля, которого богатырь Санасар добыл со дна морского и который теперь увековечен в скульптуре Ер-ванда Качара?!

И действительно, ни с чем не связано у армянского народа столько наивного, мифологического, сколько с миром животных: собак, лисиц, орлов, ястребов, соколов, аистов и в первую очередь змей.

АРМЕНИИ