Юный Натуралист 1970-01, страница 32

Юный Натуралист 1970-01, страница 32

34

и не подумает пугаться, а будет отвечать своему избраннику не менее решительно. Такой уж важный момент в птичьей жизни — выбор места, где расположится их будущее гнездо.

Однако, несмотря на разногласия в оценке гнездового участка, выберет его в конце концов птица без красных перьев на затылке, зато в конфликтах, которые вспыхивают при выборе дерева для постройки дупла, решающая роль принадлежит самцу.

Постепенно птицы привыкают друг к другу, и уж само выдалбливание дупла протекает в более мирной обстановке. Обычно гнездо строит самец, но иногда ему на помощь приходит и самка, но трудится она меньше самца и никогда не работает с ним вместе: агрессивность дятлов не выносит одновременного сотрудничества. Иногда участие самки сводится лишь к тому, что она временами заглядывает в леток, как бы проверяя степень готовности дупла.

На то, чтобы выдолбить в дереве глубокое колообразное дупло с небольшим круглым летком, дятлы тратят две-три недели. Пока птицы строят гнездо, они чрезвычайно осторожны. Совершенно невозможно подкрасться незамеченным к дереву, где раздается мерный стук долбящего древесину дятла. Поблизости непременно держится самка, и стоит приблизиться человеку, как она тут же издает чуть слышное «кек». Дятел тотчас прекращает работу, и обе птицы скрываются в лесу.

Но если ничто не тревожит дятла, он спокойно строит свой дом. И вот в дупло можно пролезть. Дятел забирается внутрь, и оттуда раздается мерное постукивание. Затем стук прекращается, и из летка выглядывает длинноклювая голова. Дятел смотрит, что делается слева от дупла, прямо перед ним и справа. Если все спокойно, голова быстро скрывается и через несколько секунд появляется снова. На этот раз птица держит в клюве пучок мелких кусочков древесины. Резким движением головы слева направо дятел разбрасывает их, и они веерообразно рассыпаются по земле. Так он делает много раз, не нарушая последовательности движений, а затем скрывается в дупле, и оттуда снова раздается деловитое постукивание.

Дупло готово. Дятлы не носят в него ни мха, ни перышек, ни травинок. Единственно, что можно найти на дне спартанской колыбели, — это отдельные щепочки и стружки — остатки строительства. И именно сюда ежедневно ранним утром птица откладывает по одному чисто-белому яйцу. Их может быть до семи.

Чаще всего насиживают яйца обе птицы попеременно, но бывает, что этой трудной работой занят один самец. Теперь поведение дятлов резко меняется. Около де

рева с дуплом можно ходить, разговаривать: притаившаяся внутри птица не вылетит, даже если постучать по стволу.

Прилетевший на смену партнер издает негромкое «кек-кек». И первый дятел, предварительно оглядевшись по сторонам, вылетает ему навстречу. В нескольких десятках метров от гнезда птицы обмениваются приветствиями — отрывистыми криками, самец может немного побарабанить по стволу. Затем дятлы ненадолго скрываются с глаз.

Вскоре один из них возвращается, садится на ствол ниже летка, осматривается и, в несколько прыжков достигнув входа, скрывается в дупле. Временами оттуда доносится постукивание. Видимо, дятел наводит последний лоск в своем жилище.

О дне, когда птенцы появляются из яиц, можно безошибочно судить по поведению родителей: они вдруг становятся необыкновенно крикливыми, когда человек приближается к гнезду, со звонким криком «кек» летают около дупла.

Птенцы дятла появляются не сразу, а в течение двух-трех дней. Лишенные каких бы то ни было признаков оперения, ярко-розовые, они поражают непропорционально длинной шеей и странным клювом, у которого нижняя часть крупнее верхней. По бокам клюва — сильно развитые белые валики, а на пяточном сгибе ног — мозолистый бугорок, который служит амортизатором и предохраняет дятлов от ударов о стенки их своеобразного жилища.

Уже в первый день своего появления на свет птенцы издают звуки, но они еще далеки от звонких криков родителей, скорее это тихое шипение.

Тесно прижавшись друг к другу, малыши почти неподвижно лежат на дне. При этом они еще переплетаются своими длинными шеями, образуя нечто вроде пирамидки — так легче сохранить тепло, когда нет родителей.

Старые дятлы далеко летают за кормом, и птенцы долго остаются без присмотра. Правда, добраться до дупла врагам очень трудно.

Вернувшийся с кормом дятел спускается в дупло вниз головой, опираясь на противоположные стенки широко расставленными лапками. Для того чтобы птенцы вытянули вверх свои длинные шеи и открыли рты, отец слегка ударяет их клювом по сильно развитому светлому валику. И вот только тогда дятлята широко открывают клювы, и птица сверху вкладывает в них насекомых.

С каждым днем птенцы становятся все более подвижными, энергичными и крикливыми. Теперь, стоя под деревом, можно отчетливо слышать звуки, напоминающие тикание больших стенных часов. Так кричат птенцы. Но проходит несколько дней.