Юный Натуралист 1970-09, страница 26

Юный Натуралист 1970-09, страница 26

24

около десяти миллиметров. Наконец работа прерывается, оса откладывает в почти готовую ячейку яйцо. Потом начинает носить отборных зеленых паучков для будущего потомка.

Я восхищаюсь ее организаторскими способностями. Как все ладно у нее получается! Яйцо готово именно тогда, когда это нужно по ходу работы. И время на добычу паучков отмерено так, что оса успевает завершить охоту и выстроить следующую ячейку к тому сроку, когда созревает следующее яйцо. Может быть, пело-пею все-таки можно назвать думающим существом?

Но однажды я взял и нарушил порядок работы осы. Во всяком случае, попытался это сделать. Когда была почти готова очередная ячейка и пришла пора пелопее откладывать яйцо и охотиться за паучками, я срезал нижнюю половину гнездышка. Вот теперь, подумал я, придется ей лепить опять вместо того, чтобы откладывать яйцо и ловить паучков.

Однако оса и не подумала приниматься за строительство. Она отложила свое яйцо в поврежденную ячейку, и оно провалилось насквозь. Потом принялась носить паучков, которые тоже один за другим проваливались через дырявую ячейку. Поймав положенное число паучков, оса замуровала гнездышко сверху, явно не подозревая, что оно пусто. С того дня мое восхищение сообразительностью пелопеи сильно поумери-лось...

пелопеи есть родич, который и краше ее и крупнее. Он похож на шершня, только постройнее да и летает гораздо лучше. Сравнивать его и шершня — все равно что сравнивать современный реактивный самолет со старым, винтовым.

Вот он ворвался в окно чуть ли не со сверхзвуковой скоростью. Вдруг затормозил и повис в воздухе, как наши самолеты, возможно, будут повисать лет через десять. Остановка здесь, остановка там: наблюдает. Мой глаз не поспевает следить за ним. Сосредоточиваю на нем все свое внимание. Интересно, на какие буйные выходки способен этот разбойник?

Впрочем, в комнатах ничего особенного не происходит. Здесь этой осе не на что охотиться. Ее добыча обитает в саду, среди цветов и листьев. И после короткой разведки в доме она отправляется в сад. Я иду следом. Как це пойти, когда она буквально позвала меня!

Эта крупная оса не так разборчива в пище, как пелопея. А вообще-то она предпочитает гусениц. И хотя эти бедняги не могут обороняться, оса не просто убивает их. Она изображает видимость боя и наносит решительный удар по всем правилам искусства, как подобает настоящему тореадору.