Юный Натуралист 1970-09, страница 25

Юный Натуралист 1970-09, страница 25

23

ачнем с осы пелопеи, которая изо всех сил старается помешать мне писать на машинке. Правда, пелопея глупая, ее действия продиктованы инстинктами, проказы творятся не намеренно. Почти все время у пелопеи уходит на то, чтобы лепить обитель для потомства. Но почему она так охотно размещает свои постройки во внутренних тайниках моей пишущей машинки, — этого я уж не знаю.

Мне неизвестно, какие убежища пелопея предпочитает в природе, но в доме она выбирает такие места, которые нас, людей, меньше всего

устраивают. Набивает глиной электрические розетки так, что не воткнуть штепсель. Заполняет своим строительным материалом выключатели. Если вы несколько дней не пользуетесь водопроводным краном, можете не сомневаться, что и он будет замурован. Словом, нет той щели, которая не привлекла бы пело-пею.

Насколько я понимаю, она относится к хищным осам, сродни тем, несколько видов которых водится в Европе. Как и пчелы, пелопея принадлежит к отряду перепончатокрылых. Есть у нее и жало, и яд, но она не применяет их против людей, а только усыпляет свою добычу.

Как у большинства насекомых, жизнь пелопеи проходит в непрерывной заботе о продолжении рода. Оса строит гнезда и добывает пищу для

своего потомства. Я никогда не видел ее за каким-нибудь другим занятием.

Гнезда, которые пелопея так тщательно лепит из глины, состоят из ячеек, число которых определяется свободным местом. Как только ячейка готова, оса откладывает в нее яйцо, а сверху помещает парализованных паучков — пищу для будущих личинок. Вот ведь как хитро придумала: не убивать, а только усыплять паучков. Иначе они сгнивали бы раньше, чем появится личинка. А так паучки лежат и ждут своей очереди, не испытывая никаких мук.

И как только пелопея «додумалась» консервировать таким способом пищу для своего потомства? Наука называет это врожденным инстинктом, плодом естественного отбора за сотни миллионов лет. Пелопея охотится исключительно на маленького зеленого паучка и строит из глины гнездышки, вмещающие строго определенное количество паучков. Поразительно!

Когда пелопея мастерит гнездышки в моей пишущей машинке, это вызывает с моей стороны только брань и решительный отпор. Но если она выбирает разумное место, скажем, в углу комнаты, ее работа становится предметом моего изучения.

Вот она снова и снова прилетает с кусочком глины и круг за кругом лепит ячейку высотой и шириной