Юный Натуралист 1970-11, страница 5

Юный Натуралист 1970-11, страница 5

лет они считались у нас единственными. Весной

1941 года ученые обследовали малоизученный, труднодоступный район в бассейне реки Шумной. Тогда-то геолог Татьяна Ивановна Устинова обнаружила в среднем течении Шумной активный, периодически фонтанирующий горячий источник. С оглушительным шумом через каждые сорок пять минут выбрасывал он наклонный столб воды и пара. Это был, несомненно, гейзер. Назвали его Первенцем. Несколько выше в Шумную впадал небольшой приток с теплой водой. В долине его нижнего течения Т. И. Устинова обнаружила еще много различных гейзеров. Она исследовала и описала их, подарив людям прекраснейшее сокровище.

Спускаемся в каньон. Долина курится. По склонам ее и по крохотным террасам беспорядочно ползут фантастические облака, всплески горячей воды блестят на солнце. Одни извержения сменяются другими, шумными потоками и ручейками сбегая в речку.

Поначалу долина — сплошной хаос. Но, вглядевшись да прислушавшись, заметишь, что есть во всем этом удивительная стройность. Природа умело распорядилась, задав каждому источнику свой строго определенный ритм. Всякий гейзер знает свое время, работает с удивительной цикличностью — от нескольких минут до четы-рех-пяти часов.

Самый гигантский фонтан, конечно, у Великана — крупнейшего русского гейзера. Через каждые пять часов из его раздвоенной пасти, в которую мог бы нырнуть автомобиль «Запорожец», вырывается бушующая стихия.

До момента его фонтанирования остались последние секунды. Наконец без малейшего предупреждения

на поверхность выбрасывается мощный водяной смерч. Слышится серия оглушительных взрывов, в небо взлетают столбы кипятка. Они поднимаются все выше — кажется, что изнутри кто-то раздувает гейзер. Фонтан набирает силу. Двадцать, тридцать метров. Бушующие облака окутывают струю, уходя в прозрачную голубизну — к вершинам гор. Десятки радужных сияний повисают в воздухе. Слышен яростный свист и грохот жидкости. Она заливает гейзеритовую площадку и бурными парящими ручьями скатывается в Гейзерную.

Умолкает Великан постепенно. Водяной столб теряет силу, оседает, сваливается и, как бы испугавшись своего внезапного буйства, медленно втягивается в грифон.

Всего полторы минуты фонтанирует Великан, но за такой маленький отрезок времени выдает на-гора больше 50 тысяч бутылок минеральной воды.

Вода гейзеров целебна, слабо минерализована. Температура ее около ста градусов. Ученые подсчитали, что общий вынос тепла в долине огромен, а количество жидкости, поднятой на поверхность, еще более внушительно. За секунду здесь изливается в среднем около 300 литров минеральных вод, а в сутки — до 20 тысяч тонн...

Мы наполняли котелки теплой водой, засыпали горсть концентратов и ставили котелки в грифон гейзера. Через несколько минут был готов суп или каша.

Такова уж эта сказочная долина белых гейзеров.

Под ногами горела земля, а совсем рядом, у кромки пурпурно-зеленой косы иван-чая, лежали глубокие стылые сугробы пушистого снега.

А. ЦЫТОВИЧ