Юный Натуралист 1971-02, страница 35

Юный Натуралист 1971-02, страница 35

34

ное «чииб, чииб». И через некоторое время неподалеку раздается ответное «гре, гре»: самка возвращается с добычей. Вот она опускается на землю, держа за загривок зайца, и, слегка балансируя расправленными крыльями, приближается к гнезду. Ей навстречу выбегают птенцы.

Когда птенцы были совсем маленькими, кормление отнимало у самки особенно много времени: надо было разделить добычу на куски и отдать их птенцам. Птенец, получивший свою порцию первым, не мог тотчас же приступить к трапезе, а должен был защищаться от завистливых нападок брата. Он садился на кусок мяса и отбивался клювом и крыльями. Второй птенец пытался столкнуть его и завладеть куском. При этом оба они издавали на редкость звонкие крики. Относительный мир восстанавливался, когда и второй птенец получал свою порцию.

Когда совята подросли, они уже сами делили добычу, при этом каждый из них был убежден, что лучшая часть досталась сопернику.

Оба они обладали превосходным аппетитом и обычно за день поедали все, что приносила им мать. Но если заяц был особенно велик, часть пищи оставлялась на завтра. Каждый птенец прятал свою долю под себя и обменивался с братом свирепым и недоверчивым взглядом.

Изредка, быть может, в качестве компенсации за неудачную охоту, филин приносил птенцам рыбу. Это им не нравилось: куски недоеденной рыбы долго валялись в гнезде.

Постепенно совята покрывались перьями, но «ушек» у них еще не было. Они появятся только зимой, в декабре или даже в январе.

Гнездо, которое и раньше носило скорее символический характер, теперь не объединяет птенцов. Временами старший куда-то уходит. Но тогда младший, который будто бы не чувствовал к нему особой привязанности, соскучившись, поднимает крик. И через некоторое время старший возвращается домой.

Постепенно совята все дальше отходят от гнезда и друг от друга. Сражения из-за пищи кончились: теперь родители кормят каждого из них в отдельности.

Прошло три месяца. Птенцы уже научились летать совсем как взрослые филины, только изредка задевали широким крылом за ветку. Охотились они теперь самостоятельно. Семья филина распалась.

Когда поздней осенью в лесах раздается таинственное «у-ху», это голоса не только старых птиц: так научились кричать и молодые этого года.

Зима. Филины не улетают из средней полосы. Они охотятся в длинные зимние ночи. Охотятся в лесу, иногда в поле и даже приближаются к человеческому жилью. Однажды в охотничьем азарте филин ворвался в курятник. А в особенно суровые зимы филины залетают и в города. В разные годы А. Н. Формозов и П. П. Смолин видели их в центре Москвы. Филинов заставали в Сокольническом и Измайловском парках.

Февраль. Чуть слышится первое дыхание весны. В это время под покровом ночи начинаются брачные игры этой удивительной птицы. Совы летают в неверном свете луны с тем же упоением, с каким их дневные братья летают в ярких солнечных лучах. И странный крик «у-ху-ху» повторяется глухим лесным эхо.

В тех лесах, где филин может встретить соперника, он выражает свое раздражение трагическим хохотом, дикими взвизгиваниями и щелканьем клюва. И трудно представить себе одинокого путника, который не испугается этих звуков.

И вот над глубоким оврагом с кривой сосной снова появляется пара филинов. Самка вытаптывает гнездо на земле в то время, когда еще не стаял снег. И если ничего не случится в птичьей судьбе, филины будут гнездиться на этом месте еще долгие годы, потому что они живут двадцать пять и даже более лет.

Е. ДЕРИМ-ОГЛУ,

доктор биологических наук