Юный Натуралист 1971-03, страница 54

Юный Натуралист 1971-03, страница 54

55

Представьте себе, обезьяны — страстные телезрители. Так утверждает директор научного центра по изучению психологии обезьян в городе Атланта (США) доктор Г. Борн. Им был проведен необычный опыт. В клетки к обезьянам поставили телевизоры. Результат превзошел все ожидания: если программа нравилась животным, они весело смеялись, «хлопали в ладоши». Грустные же представления смотрели нахмурившись, с горестными лицами.

Знаете ли вы об удивительной реке Авар, которая протекает в Греции? Эта река шесть часов течет в сторону моря и шесть часов обратно, то есть в сутки река четыре раза меняет свое направление. Ученые это объясняют колебаниями уровня Эгейского моря в результате приливов и отливов.

Бывает, что и чайки становятся бедствием. Между устьями Эльбы и Везера обитает, по ориентировочным подсчетам, 20—25 тысяч этих птиц. Полчища обнаглевших разбойниц истребляют певчих птиц, будят своими криками горожан, совершают налеты на кемпинги, где воруют еду прямо со столов туристов. Они заражают водоемы и реки, губят рыб и даже нападают на людей.

Целыми стаями они набрасываются на платформы, разгружающие рыбу в гавани с судов. По подсчетам ветеринарной службы Бремерхафена, «завт

рак чаек» в одном лишь этом городе уносит 15 тонн свежей рыбы ежедневно.

Привезенный из Антарктиды пингвин Вольби чувствовал себя одиноким до тех пор, пока его соседка по зоопарку не ощенилась семью щенятами. У Воль

би сразу же прошла апатия, пробудился отцовский инстинкт, и он, когда собака отсутствует, оберегает щенков и греет их своим пухом.

Природа — очень сложный «суперорганизм». Все ее элементы, живые и неживые, — почва, леса, звери, птицы, минералы — одно целое. Они уравновешивают друг друга, пока система не нарушена. Но стоит неумело вмешаться в жизнь природы, и это может привести к роковым

последствиям. Достаточно выдернуть одну карту из карточного домика, чтобы рухнула вся постройка.

Пример — акклиматизация мангуст на Ямайке. Легионы крыс, расплодившихся на этом острове, пожирали пятую часть всего урожая сахарного тростника. Плантаторы решили с этим покончить. В 1844 году завезли на Ямайку из Южной Америки множество гигантских жаб, у которых была репутация отчаянных пожирателей молодых

крыс. Однако, как пишут в газетах, оказанного им доверия жабы не оправдали. Крыс на Ямайке не стало меньше.

Тогда привезли хорьков. Но их тут, что называется, блохи заели: местные насекомые-паразиты совсем замучили хорьков, и те почти все погибли.

Наконец в 1872 году кому-то пришла идея обратиться за помощью к мангустам. Закупили их и выпустили на Ямайке. Но полуручные мангусты отказывались ловить крыс: они их боялись, так как никогда не видели.

Пришлось ехать в Индию за дикими мангустами. Привезли четырех самцов и пять самок. Эти крыс не боялись. Быстро прижились и расплодились. Через десять лет съели уже всех крыс и принялись за... поросят, ягнят, кошек, водосвинок, щелезубов, ящериц, птиц. Они грозили истребить большую часть островной фауны. «Иммигранты», которых пригласили есть только крыс, оказались куда более прожорливыми, чем крысы, и вскоре стали истинным бичом для всего живого на острове.