Юный Натуралист 1971-04, страница 43

Юный Натуралист 1971-04, страница 43

42

Друзья мои, а где же наш гость? Он так же внезапно исчез, как и появился. Я не успел даже представить его членам Клуба. Хоттабыч, помогите же мне.

— Не беспокойся и возложи заботы свои на наших мудрых друзей Почемучек. Я уверен, что они узнали нашего гостя и сообщат нам его имя.

Члены Клуба Почемучек! Строительство Птицеграда продолжается. Ждем предложений архитекторов птичьих домиков, поваров птичьих столовых.

— Новое задание вам предлагает Валерий Григорьевич Барков.

Если их не тревожить

По соседству с подмосковным лесничеством выросли заводы, фабрики, большие поселки. Тихий лес зашумел голосами и стал называться лесопарком. Бродят там грибники, идут туристы, прокладывают тропы лыжники.

Думалось, что лоси, косули, зайцы не потерпят таких соседей. Но нет, они не покинули лесопарк, только стали держаться в таких местах, где люди редко появляются: в густом подлеске, в низинах, заросших ивняком.

Есть в середине лесного массива одна болотника — 150 шагов в длину и 400 в ширину, вся заросшая молодым березняком, ельником, крапивой. В этом-то местечке и укрылись лесные жители. Ложится на дневку заяц-беляк, спит лисица, свернувшись клубком на высоком пеньке, кормятся лоси и косули. И даже гнездятся вальдшнепы. Выходит, что дикие животные могут ужиться рядом с городом, если найдут укромные местечки.

Если такие тихие уголки, маленькие заповеднички устроить в городских парках, то, наверное, в них будут держаться певчие птицы, которых так мало в наших больших парках. Правда, в городах много кошек, которые бродят всюду. Но ведь в городском парке небольшой участок можно огородить проволочной сеткой. И кошки туда не проберутся.

Если устроить изгородь высотой метра два вокруг площадки в тысячу квадратных метров и в такой вольере посадить разные кормовые и защитные деревья и кустарники, то птицы наверняка здесь поселятся. Правда, у многих пернатых существует обычай иметь вокруг гнезда свой охотничий кормовой участок. Другая семья того же вида

здесь не станет селиться, побоится, что не хватит корма для птенцов. Поэтому в одной вольере, наверное, не будут гнездиться две семьи синиц или горихвосток. Зато смогут жить по соседству птицы разных видов — синица, мухоловка-пеструшка, зарянка, славка-чер-ноголовка, а может быть, и соловей. А если в вольере растут большие деревья, то на них могут устроить гнезда зяблик, щегол или чиж.

Птичья столовая в вольере привлечет осенью и зимой многих птиц.

Навяленные ягоды рябины, калины, боярышника, бузины позовут в вольеру снегирей, свиристелей, дубоносов, а может быть, и дроздов. Если запасти побольше стеблей репейника и лебеды с семенами и время от времени втыкать их в снег, к вам обязательно прилетят стайки щеглов и зеленушек. Семенами арбуза, дыни, тыквы, конопли, подсолнечника, кусочками мяса и сала можно привлечь пять видов синиц, дятлов, поползней.

Начните подкормку пораньше, с половины сентября, тогда в вольере можно задержать на время, а может быть, и на всю зиму пролетных птиц. Осенью все пернатые, даже синицы, передвигаются ближе к югу. Выходит, что осенью и зимой ваш маленький заповедник будет богаче и интереснее, чем летом.

Как же оборудовать вольеру, что в ней посадить?

Нужно, чтобы в вольере были разные живые изгороди, группы колючих и ягодных кустарников, разные искусственные гнездовья-дуплянки, кучи камней, хвороста, площадки с высокой травой, вода для питья и купанья. Для живых изгородей очень хороши вяз мелколистный и вяз обыкновенный, разные виды боярышника, клен татарский и подстриженная ель. Для защитных групп подойдет шиповник, барбарис, крыжовник и тоже ель. Ну, а чтобы были ягоды, хорошо посадить рябину, калину, бузину, иргу, облепиху,' черемуху, можжевельник.

Если вы хотите, чтобы в вашем городе запели на все голоса птицы, устройте такой маленький заповедник, и непременно прилетят к вам настоящие певцы.

Понятно, что такое задание под силу кружку и станции юннатов, пионерской дружине, зеленым патрулям.

— Кто сомневался когда-либо в исключительной достоверности моих охотничьих рассказов? Кто не восторгался ими?