Юный Натуралист 1971-10, страница 25

Юный Натуралист 1971-10, страница 25

23

ОВРАЖЕК ПО ЗАКАЗУ

(Окончание. Начало см. на стр. 10)

Потом химические анализы, изучение пород под микроскопом, теоретические расчеты — здесь уже помогает математика. И наконец рекомендации идут на Южный Урал. Эксперимент сыграл роль первого камешка, начавшего лавину исследований. Профессор Н. И. Маккавеев называет этот первый камешек драгоценным. Эксперимент вечен, как драгоценность, — и через много лет он будет помощником в исследованиях.

От хорошей песни — хорошее настроение. От хорошего эксперимента — хорошая практика.

Сейчас на Ленинских горах в лаборатории экспериментальной геоморфологии ищут якутское золото. Задача та же, что и с горным хрусталем: найти коренной источник драгоценного металла. Работа еще не кончена. Она достигла, так сказать, высшёго накала, но уже намечены секторы, в которых следует искать.

Профессор Н. И. Маккавеев изучает реки уже 35 лет. Амударью он выделяет из всех: если в режиме любой реки мало порядка, то поведение среднеазиатской — это хаос сверх всякой меры. Амударья необузданна, ее порывы всегда неожиданны и опасны для людей. Перед Великой Отечественной войной река за две недели сбила тогдашнюю столицу Каракалпакии — город Турткули. Река буквально набросилась на него, бешено размывала берег, надвигалась на дома со скоростью десять метров в сутки.

Уже много лет Амударья зло играет с портом Термез. То начнет подмывать землю под портовыми сооружениями, то уйдет от причалов на десятки метров.

Н. И. Маккавеев и его сотрудники открыли некоторый порядок в буйных метаниях среднеазиатской реки. Словно конец кнута, бьется она между берегами: удар приходится сначала на один берег, ровно через семь лет на другой. Все зависит от комбинации бродячих мелей. Они движутся по дну реки шахматным строем. Песчаное войско может расположиться так, что искривит речной поток, направит его на порт, и вода начнет с силой бить о берег. Или, наоборот, поток ослабнет — и река отступит от порта.

Сейчас сотрудники лаборатории ищут способ, как обуздать ее.

Эрозия, пожалуй, самая опасная болезнь земли. За две зимы поля Северного Кав

каза лишились до десяти тысяч тонн почвы с гектара. Ее унесли зимние ураганы. На место бедствия выехали геоморфологи лаборатории. Они выяснили, из каких мест больше всего унесло грунта и где он осел. Результат работ — план борьбы с эрозией, который уже кончают составлять.

Для Кабардино-Балкарии и такой план уже составлен. В нем учтены все мелочи: где сажать деревья, а где пасти скот и делать террасы для садов. Овражная эрозия — уже не просто болезнь земли. Это смертельные ранения.

«Жизнь лабораторного овражка как на ладони». Это слова профессора Б. Ф. Косова, руководителя одного из отделов лаборатории. Он рассказывает об овражном моделировании.

На небольшой платформе укладывают слой песка. Над ним устраивают душ, который представляет в эксперименте «дождь в единицу времени». Все, что смоет он, улавливается и бережно сохраняется в специальных приспособлениях. Взвесив смы тый материал, можно сказать, сколькс килограммов унесли потоки. Это уже факт из биографии овражка. Другой факт — размеры выемки, возникшей, например, после трехчасового пребывания под дождем-душем. А что будет после шести часов полива? А если изменить интенсивность дождя? Словом, овражек по заказу — с момента зарождения и до периода дряхлости. А затем исследования проводятся по известной схеме: теоретические расчеты — наблюдения в природе. И конечно, рекомендации.

Раньше считалось, что предупредить овраг можно посадками. Действительно можно, если кустарник или деревья успеют вырасти. А если не успеют? Ведь есть овраги, растущие со скоростью нескольких метров в год? И ученые изучают скорость, с какой образуются овраги в тех или иных породах, и могут указать защиту от них.

Сейчас с оврагами борются и так: засыпают с помощью современной техники. В каких районах это выгодно? В Молдавии, например, на территории бывшего оврага растет виноград. А под картошку засыпать овраг уже неразумно. В каждой местности есть свои способы борьбы с оврагами. Найти их — это уже задача будущего.

А ближайшая — составление карты оврагов СССР, первой карты такого рода. На ней будут отмечены районы, где овраги очень распространены, где они быстро растут и где их пока еще нет, но они могут появиться.

В. ДРУЯНОВ