Юный Натуралист 1971-11, страница 50

Юный Натуралист 1971-11, страница 50

Рис. В. Прокофьева

Поздняя осень. Утренний рассвет над озером в туманной задумчивой дымке поражает тишиной. Только изредка крикнет где-то лысуха в тростниковых дебрях да коротко, как-то нехотя подаст голос чирок. И снова тишина. А утро все разгорается. Но тени ночи еще цепко держатся в глубине зарослей, ночь неохотно уступает место дню. Тишина! Такая необычная в утренние часы для этого озера, знакомого по весенним и летним гаму и шуму птичьих голосов. Словно из знакомого с детства оживленного дома уехали шумные жильцы, заколотили двери и окна, а на крыльце выросла трава.

Вот совсем рассвело. Хотя солнце еще не показалось, а множество диких уток залетало туда и сюда над тростниками. Кого только на озере нет! Все жильцы дома! Но даже самые «разговорчивые» весной чирки-свистунки сейчас молча стремительно проносятся над головой. Не слышно низкого баска серянок, но они еще не улетели и стайка за стайкой летают над озером. Только посвистывают крыльями, но молчат кряквы, свиязи и широконоски. Неслышными тенями мелькают в зарослях водяные курочки.

Только тростниковые усатые синички перепархивают по зарослям, взлетают над озером, оживленны и веселы. Круглый год эти синицы живут в тростниках и никуда не улетают.

Впрочем, голоса крошечных птичек, как

далекие колокольчики, не нарушают, а только подчеркивают тишину.

На сыром лугу около озера разгуливает большая стая чибисов, потряхивая косичками. Ни один из них не кувыркается в воздухе, не спрашивает хриповатым голоском: «Чьи вы?»

Молча проносятся над самой землей такие густые стаи сибирских скворцов, что диву даешься, как это они не задевают друг друга крылышками и не сталкиваются на поворотах? В деловитой тиши несутся стаи, и только общий шорох тысяч крылышек, как внезапный порыв ветерка, пролетает над лугом. Ни писка, ни щебета. А как громогласны скворцы весной!

И только иногда высоко над озером раздается серебряный звон крыльев белоснежных лебедей. Могучие сказочные птицы не могут лететь бесшумно. Но и они молчат и не нарушают осенней тишины в природе печальными трубными голосами.

Перед птицами-странниками впереди огромный путь на юг. Все они притихли, словно по старинному русскому обычаю присели помолчать перед дальней дорогой.

М. ЗВЕРЕВ