Юный Натуралист 1973-04, страница 15

Юный Натуралист 1973-04, страница 15

14

Орудно о тяге вальдшнепов рассказать тому, кто ее не видел.

Весна. Апрель. Молодой березняк и осинник. Сырая поляна или опушка. Пожухлая прошлогодняя трава залита еще водой. Лес тихий, прозрачный. Тихо спускаются сумерки на лес.

И вот над невысоким березняком из-за леса показалась темная птица. Небыстрая и, когда подлетела близко, видно, что длинноносая. Над самыми вершинами летит. Слышны негромкие, но отчетливые звуки: «Ци». Пауза. «Ци». Временами: «Хр-р-р». Циканье и хорканье, говорят охотники.

Тяга вальдшнепа — токовый полет самцов. Начинается он сразу после заката и продолжается до полной темноты, чтобы вновь повториться перед рассветом. Вальдшнепы в одиночестве облетают низкорослые осинники и березняки, лесные прогалы, поляны, лесосеки и просеки и тихими голосами зовут самок. Те негромко отвечают им с земли. И тогда вальдшнеп круто меняет полет и снижается к подруге. Там, на земле, в гуще подлеска, мало кто видел, как он токует. Крылья приподнял, распушился, хвост веером, клюв прижат к груди — семенит вокруг самки.

Сразу же после свидания самцы улетают: местные — кормиться, пролетные — в дальний путь, в северные леса, где они обитают.

А самка? В ямке под кустом, у пня или в густой траве снесет она четыре охристых, с рыжими пестринами яйца. Будет их насиживать три недели, вставая лишь по утрам и вечерам, чтобы поесть. Сидит удивительно неподвижно, не шевельнется, ни разу даже глазом не моргнет!

Когда птенцы выведутся, она их водит дней сорок. Некоторые видели, как вальдшнепиха переносит своих малышей — по одному, а то и сразу двух! Несет в клюве или, зажав между лапами, летит с ношей.

В некоторых местах у вальдшнепов бывает и вторая тяга, и еще кладка.

Осенью перед самыми морозами птицы эти улетают зимовать

Днем вальдшнепы прячутся в гуще кустов и трав. Ночью кормятся. Дождевые черви и насекомые — это почти все, что они едят. Эластичный на конце, чуткий клюв вальдшнепа— отличный земляной бурав, который тут же, когда надо извлечь из земли что-либо съедобное, превращается в тонко действующий пинцет.

Вальдшнеп стучит ногой по земле и прислушивается: есть ли там кто, не зашевелятся ли под землей дождевые черви. Если услышит их возню, вонзает длинный клюв в землю и чутким концом пытается нащупать червяка. В одном месте не нащупал, чуть отступя, втыкает еще раз. Так сантиметр за сантиметром ощупывает он подозрительное место. •

Занимаясь этим делом, вальдшнеп все время не забывает о врагах, которым во мраке легко к нему подобраться. Глаза его расположены высоко на голове, у самого темени, бдительно следят за всем вокруг, пока он носом ковыряет землю. Они так удобны для сторожевого наблюдения, что вальдшнеп одновременно, не поворачивая головы, обозревает пространство почти в 360 градусов вокруг себя. Лишь два небольших сектора — прямо перед кончиком клюва и за затылком — остаются вне поля его зрения.

Там же, где стоят охотники на тяге вальдшнепов, и на болотах всякого вида: верховых и низовых, лесных и пойменных, над сырыми полянами и лугами, — можно услышать странное «блеянье».

Это бекасы с криком «те-кэ, те-кэ» летают над головой. Полет их неровен: зигзагом взлет, крутое падение вниз, почти до земли, снова взлет, падение. Подумать, что это они блеют, человеку, в лесных звуках не искушенному, трудно. А меж