Юный Натуралист 1973-05, страница 24

Юный Натуралист 1973-05, страница 24

34

невидимый союзник помогал лесоводам, не давая короедам распространиться по лесу. Пятнадцать лет понадобилось энтомологу из ГДР доктору Гюнтеру Морге, чтобы найти таинственных союзников и назвать их Имена. Их было четверо — четыре вида мелких мушек. Три из них относились к семейству мух-копьехвосток. Разумеется, уничтожают короедов не сами мушки, а их личинки — юркие белые червячки. У личинок копьехвосток нет ни глаз, ни ног. Даже настоящей головы и той нет. Впрочем, и ноги и глаза были бы излишней роскошью в кромешной тьме узких короедных ходов.

Личинки копьехвосток находили в ходах короедов и раньше, но далеко не все верили в их полезность. Казалось, против были факты. Одни ученые ссылались на находки личинок копьехвосток в трухлявых пнях, давным-давно покинутых короедами, другие говорили, что копьехвостке не прогрызть шкурку не только взрослого короеда, а и его личинки. Часто находили личинки копьехвосток в кучах компоста и в гнилых овощах на помойках. Какие уж там истребители короедов!

И все-таки доктор Морге был прав. Дело в том, что копьехвосток оказалось очень много видов. Они так походили друг на друга, что даже опытный специалист-энтомолог, вооруженный мощной оптикой, не сразу их мог различить.

Сходство между видами велико, зато повадки у всех разные. Личинки одних копьехвосток высасывают сок из волокон гнилой древесины да плесень в старых пнях и никогда не забираются в короедные лабиринты. Другие — спутники короедов, но робко подъедают отбросы в их ходах, а к живым жукам и подползти не решаются. Третьи — настоящие истребители короедов. На помойках же живет один-единственный вид, вовсе не встречающийся под корой.

Раньше ученые не умели точно распознавать копьехвосток. Поэтому-то один и тот же вид называли то врагом короедов, то их жалким прихлебателем. На самом деле речь шла не об одном, а о нескольких разных видах.

Но, кроме копьехвосток, есть у короедов и другие враги: разные подкорные жучки и их личинки, наездники и прочие насекомые, но все они необычайно разборчивы в пище. Ничего, кроме короедов, они есть не желают. Если их нет, мрут от голода. И пока вновь расплодятся, короеды успеют вволю набезобразничать в лесу. Вот и жди помощи от таких союзников! Иное дело — личинки копьехвосток. В пище они неразборчивы. Есть короеды — хорошо, нет — придется затянуть пояс потуже и прокормиться разной мелочью, что суетится под корой, либо плесенью. Поэтому в лесу в любой момент есть огромная регулярная

армия копьехвосток, всегда готовая вступить в бой с короедами.

Когда я начал изучать копьехвосток нашей страны (а было это четыре года назад), надо было первым делом выявить, есть ли у нас великолепная тройка доктора Морге — три вида, что спасли от короед-ной напасти альпийские леса. Один из трех видов у нас исстари хорошо известен, но где искать остальные? В коллекции Зоологического института в Ленинграде — крупнейшей энтомологической коллекции страны, содержащей миллионы экземпляров насекомых, — их не было. Не привозили копьехвосток из далеких экспедиций и энтомологи, изучавшие короедов. И вдруг из Сибири мне прислали коробку с несколькими десятками наколотых на булавки сухих мушек. Пишут: «Мухи развиваются в ходах короедов, мушиные личинки истребляют молодых, еще не покрытых крепким темным панцирем жуков, их куколки и личинки». Просят сообщить название вида. Можно представить мое удивление и радость, когда я обнаружил в коробке все три вида прославленных копьехвосток, а вместе с ними четвертый, о котором было известно, что он — враг короедов в Канаде, да еще и пятый. Зовется он «копьехвостка Кол-лина», по имени знаменитого английского энтомолога.

Копьехвостка Коллина — вид необычайный. Он водится и в Западной Европе, и у нас в стране — везде, где только есть сосны и короеды. Личинки копьехвостки Коллина крупнее, чем у других видов, которые изучал доктор Морге, и прожорливее их. Подденешь кору заселенной короедами сосны и видишь — вместо жуков в их ходах удобно разлеглись личинки копьехвостки Коллина, собираются окукливаться. Судьбу вредителей угадать нетрудно — стоит только раз взглянуть на толстое тельце личинки. Впрочем, долго любоваться собой копьехвостки не разрешают. При малейшем беспокойстве они складываются пополам, потом мгновенно распрямляются, подобно сжатой пружинке, и исчезают из глаз.

Не раз приходилось мне наблюдать личинки копьехвосток за работой, видеть, как куколка короеда на глазах превращается в прозрачный мешочек — пустую, дочиста высосанную изнутри шкурку. Вздрагивало змеиное тельце хищника, взад-вперед двигались два грозных серпа — ротовые крючья, и не жалкого червячка, а чудовищного зверя, обитателя другого, инопланетного мира видел я в окуляре микроскопа.

Не боятся копьехвостки и громадных, вооруженных мощными челюстями личинок жуков-дровосеков, хотя нападают на них не в одиночку, а сообща, как собаки на медведя. Неуклюже ворочается вредитель,