Юный Натуралист 1973-07, страница 39

Юный Натуралист 1973-07, страница 39

50

КТО КАК СПИТ?

(Окончание. Начало см. на стр. 22),

вил, что в эти моменты человек и видит сны.

На исследования Андреева тогда не обратили серьезного внимания. Раз во сне забегали глазные яблоки, человек задвигался, изменил ритм дыхания, следовательно, сон нарушился. Решили, что беспокойный сон — сон ненормальный и его нужно изучать медикам, чтобы лучше лечить бессонницу. Только сравнительно недавно было выяснено, что ненормальный сон( его назвали «парадоксальным») самый что ни на есть нормальный и обходиться без него невозможно.

Оказалось, когда человек засыпает, происходит постепенная смена стадий. Сначала возникает сонливость, потом дремота, затем некрепкий сон, он сменяется крепким, за ним наступает стадия парадоксального сна. Четыре-пять раз за ночь меняется полный цикл стади^ сна, четыре-пять раз наступает парадоксальный сон. Ученые подсчитали, что самая длительная стадия некрепкого сна, а на втором месте находится парадоксальный сон.

Какая из стадий важнее? Если человек несколько дней не спал, у него в первую очередь увеличивается глубокий сон. А нужен ли парадоксальный? ПрЬверить это оказалось нетрудно: спящего человека будили всякий раз, как только наступали признаки парадоксального сна. Выяснилось, что, хотя он в общей сложности спал достаточное количество времени, лишенный парадоксального сна, он не чувствовал себя выспавшимся. Значит, такой сон необходим.

Маленькие дети спят совсем не так, как взрослые. Еще за месяц до рождения у ребенка можно заметить смену периодов сна и бодрствования. Сон новорожденного состоит из нескольких стадий, но лишь парадоксальный сон похож на такую же стадию взрослых. Глубокий сон появляется у детей»с двух-трех лет, а стадия самого поверхностного сна — к восьми-десяти годам.

Спать парадоксально умеют и животные: голуби, куры, галки, мыши, крысы, кролики, овцы, кошки, собаки, обезьяны. Это высокоразвитые Животные. Рыбы, лягушки парадоксального сна не имеют.

Видят ли сны животные, спящие парадоксально, сказать трудно. Ведь даже у попугая об этом не спросишь. Видимо, все-таки видят. У собак во время сна вздрагивают лапы, временами они повизгивают то жалобно, то радостно, а иногда скулят и даже рычат. Можно заметить: если перед сном события для пса складывались небла

гоприятно, преобладают жалобные нотки. Если день был удачным — радостные. Видимо, животные во время сна способны «переживать» события минувшего дня.

Млекопитающие отводят на парадоксальный сон гораздо больше времени. Особенно велик он у тех, кому, как кроту, долго спать не удается. Видимо, вечно голодному землекопу частенько снятся жирные червяки.

Парадоксальный сон крепкий, поэтому спать парадоксально неразумно. В случае опасности не успеешь вовремя проснуться. Крупные хищники: львы, тигры, гепарды, медведи, — которым бояться некого, на парадоксальный сон отводят много времени и с удовольствием смотрят свои звериные сны. Новорожденные животные спят парадоксально большую часть суток. Им под охраной пап и мам бояться нечего.

В настоящее время ясно, что во время сна работа головного мозга не прекращается. Некоторые ученые рассказывают, что свои научные открытия они сделали во время сна.

В старые, далекие времена невежественные люди считали подобные сны вещими, посланными какими-то сверхъестественными существами. Ничего таинственного на самом деле здесь нет, хотя события, увиденные в сновидениях, иногда сбываются. Просто наш мозг нередко продолжает работу, начатую им еще днем.

Вот типичный пример такого «вещего» сна. Вместо того чтобы учить физику, ученик просидел до позднего вечера у телевизора. С тяжелым чувством ложится он спать. Его снедает беспокойство: не получить бы завтра двойку. Ночью мозг продолжает анализировать сложившуюся ситуацию: 1) учитель обязательно заметит, что мне не по себе; 2) заметив, непременно вызовет к доске; 3) выяснив, что урок не выучен, безжалостно поставит двойку. Все это и снится. А утром в школе повторяется в том же порядке. Ничего вещего в сне не было. Никаких сверхъестественных способностей не нужно, чтобы предсказать, что именно так все и произойдет.

В настоящее время в явлениях сна и сновидений многое еще остается неизученным. Некоторые ученые думают, что нрчной сон вовсе не отдых. Весь день наш мозг собирает всевозможную информацию, но перерабатывать ее не успевает. Просто делать два дела сразу — собирать и перерабатывать — не может. Поэтому, получив достаточную порцию информации, он прекращает дальнейший прием, то есть засыпает, чтобы без помех подвести итоги прожитого дня. Вряд ли в этом состоит сущность сна, но ДОЛЯ истины в высказанном предположении, возможно, есть.

Б. Сергеев,

доктор биологических наук