Юный Натуралист 1973-08, страница 28

Юный Натуралист 1973-08, страница 28

33

стественно, когда возвращаешься MjjTW из путешествия, сколько бы оно ни ^^^r^i длилось, дома тебя ожидает куча дел. И мне пришлось сразу с головой окунуться в работу. К счастью, оказалось, что без меня все шло благополучно. Все звери, которых мы привезли из Сьерра-Леоне, прижились хорошо. Леопарды, как положено, проходили у нас полугодичный карантин и получили прививку от кошачьего энтерита, чему вовсе не были рады. Гвере-цы, попав в просторные клетки, где можно было прыгать и лазать, жадно съедали корм, от которого на пароходе воротили нос. Мы предложили им бамбук, падуб, и, на радость нам, они с удовольствием приняли это угощение. Теперь мы сможем и зимой им давать зеленый корм.

Мы разделили обезьян на две группы. Старый злюка с двумя взрослыми самками занимал одну клетку, молодой самец и две его ровесницы — другую. Сделали мы это потому, что старик заведомо не отличался добродушием, и, если поместить всех гверец в одну клетку, мог бы отправить молодого соперника на тот свет, а нам этого не хотелось.

Первые дни я был занят устройством животных на новом месте, наблюдал за перестройкой клеток и прочими техническими делами, а потом прочно осел в кабинете, отвечал на письма и заседал в комитетах. В разгар одного из таких заседаний наша шимпанзе Шеена решила произвести на свет детеныша.

— Живей! — закричала, вбегая, Джеки, повергнув в изумление всех собравшихся. — У Шеены малыш!

С этими словами Джеки стремглав бросилась в отделение млекопитающих. Я вскочил, так что бумаги полетели во все стороны, и побежал за ней.

Малыш лежал, наклонив голову немного вбок. Меня больше всего заинтересовало выражение лица Шеены. Она не верила своим глазам: на ее руках лежала крохотная копия ее самой! В эту минуту малыш издал такой громкий и пронзительный крик, что, не следи мы внимательно, подумали бы, что это Шеена кричит. Мать реагировала молниеносно. Крепко прижала дитя к груди, прикрывая его обеими руками. От момента рождения до этого движения прошло, наверное. не больше четырех-пяти секунд.

Минуты две или три она держала малыша, потом понемногу ослабила хватку и принялась рассматривать его. Прежде всего мать языком и губами очистила малышу макушку, которая порой вовсе исчезала у нее во рту. Зная, какие у Шеены большие и крепкие зубы, я опасался, как бы она не раздавила череп своему сыну. Но, видно, она все проделывала очень нежно, потому что детеныш не выказывал ни малейшего

беспокойства. Затем она принялась отмывать ему пальцы рук и ног, а потом, держа малыша на руках, как в колыбели, вылизала ему глаза, время от времени останавливаясь, чтобы шумно выдохнуть воздух между сложенными трубочкой губами. Нужно ли говорить, что персонал отдела млекопитающих ходил с гордым видом. Что ни го вори, не так-то просто добиться размножения шимпанзе в неволе. Даже в таких старых европейских зоопарках, как Антверпенский, который существует лет сто, не удалось получить потомства от шимпанзе. Словом, мы гордились собой.

Малыш быстро рос. Шеена оказалась заботливой мамашей. Вскоре детеныш уже ползал по полу, иногда даже взбирался на решетку. Но стоило ему только пискнуть, как мать бросалась на зов и прижимала драгоценное дитя к груди. Примерно в четыре месяца Муфта — так мы назвали малыша — начал интересоваться фруктами. Поначалу он просто мусолил их во рту, но затем научился есть. И начал сосать молоко из бутылочки. В этом же возрасте он впервые начал играть соломой. Ползает по клетке, собирает солому и тащит в одно место. Впечатление такое, словно он не ложе устраивает, а именно играет. Но уже через две недели мы стали замечать, что он собирает, укладывает и притаптывает солому ногами, сооружая миниатюрные копии гнезд, которые его мама мастерила каждый вечер.

К сожалению, наша радость длилась недолго. Внимательно присматриваясь к Муфте, я однажды сказал себе, что его движения не совсем нормальны для его возраста — руки и ноги действуют недостаточно быстро и ловко. Когда он карабкался по решетке, я заметил также, что десны его бледнее, чем положено. Я сказал об этом всему персоналу зоопарка. Все собрались у клетки, чтобы как следует присмотреться к Муфте. Они согласились с моими наблюдениями насчет десен, но в движениях малыша не усмотрели ничего необычного. Я продолжал настаивать. Поделился своими сомнениями с ветеринаром, и мы решили увеличить дозу витамина В12, чтобы как-то бороться с вялостью малыша.

Шли недели, и становилось все более очевидно, что с Муфтой происходит что-то неладное. Чтобы как-то помочь малышу, надо было отнять его у Шеены. Хотя мы старались вести себя предельно осторожно, обращались с Муфтой ласково, он явно был сильно потрясен. Малыш давно привык к нам, но видел нас по ту сторону барьера. А когда мы отняли его у матери, ему вдруг стало плохо. Личико и- язык посинели, шим-панзенок сперва закашлялся, потом вовсе перестал дышать. Мы применили все способы искусственного дыхания, сделали укол. Это вроде бы помогло, Муфта вдруг снова