Юный Натуралист 1973-09, страница 21

Юный Натуралист 1973-09, страница 21

23

Известно, корабль, стоящий на якоре, все равно качается. Вверх-вниз, вправо-влево. А если поднять якорь, он начнет дрейфовать, поплывет по воле ветра и морских течений. Геологи знают, что все континенты покрыты мощными пластами морских осадков. Значит, они иногда опускаются ниье уровня моря, а затем снова поднимаются. Но если континенты могут «нырять», отчего бы им не двигаться на север или юг? Может быть, материки, как корабли, дрейфуют в Мировом океане и ползают по земному шару, словно улитки, с полюса на полюс?

Мысль, что целый материк может куда-то перемещаться, раньше казалась геологам совершенно невероятной. Откуда взяться силам, способным отбуксировать, скажем, Африку от Азии? Поэтому, когда залежи каменного угля или остатки теплолюбивых растений и животных находили в приполярных областях среди промерзших скал Антарктиды, Шпицбергена, Аляски, геологам приходилось допускать, что раньше и на полюсах Земли стояла тропическая жара. Но тогда еще труднее было объяснить следы древних оледенений в экваториальных странах — в пустыне Сахаре, в Южной Африке, Южной Америке, Индии и Австралии.

Географы уже давно заметили: если вырезать на глобусе контуры Африки и Южной Америки, а потом соединить их вместе, они совпадут, словно части составной картинки-загадки. Сходство еще более увеличится, если вырез идет не по береговой линии, а по очертаниям шельфа — мелководья, окружающего материк.

Но только в нашем веке начали серьезно говорить о том, что континенты могут перемещаться. В 1915 году немецкий геофизик Альберт Вегенер опубликовал книгу, в которой доказывал существование дрейфа континентов. Вегенер тоже был поражен удивительным сходством очертаний континентов. Он соединял их вместе, и они сливались в один огромный древний континент... Ученый назвал его «объединенным материком» — Пангеа. Представление э континентах, блуждающих по лику Зем-пи, позволяло успешно разрешить многие спорные и необъяснимые проблемы геологии и палеонтологии.

Но случилось так, что почти все ученые отнеслись к работе Вегенера с полнейшим пренебрежением. Идею дрейфа континентов называли «совершеннейшей чепухой, противоречащей здравому смыслу». Вегенер погиб в ледниках Гренландии, а его книга не была принята учеными.

Как ни странно, подтверждение теории дрейфа материков пришло... со дна океана. Десять-пятнадцать лет назад начались интенсивные океанографические исследова

ния, которые принесли буквально лавину удивительнейших открытий. Сенсации следовали одна за другой.

Прежде всего оказалось, что дно океана— совсем не плоская равнина, как думали раньше, а, наоборот, во всех океанах примерно посередине проходят гигантские подводные горные хребты, объединенные в одну систему. Длина всех хребтов чудовищно велика — 64 тысячи километров. Проходят они по земному шару, будто угловатые швы по футбольному мячу. Однако с наземными горами подводные не имеют ничего общего. Они «двойные»: посередине хребтов, прямо по их осевой линии, на десятки тысяч километров тянется узкая глубокая долина или расселина. Здесь обычно и начинаются все землетрясения морского дна.

Ученые не успели еще разобраться с этими необычными горами, как последовало новое открытие. На дне океана был обнаружен... гигантский «магнитофон» с удивительными записями.

Но прежде чем рассказывать об океанском «магнитофоне», сделаем небольшое отступление. Дело в том, что геофизики установили странное свойство расплавленной лавы: при застывании она как бы «вмораживает» в себя направление силовых линий магнитного поля Земли, тех самых, которые заставляют стрелку компаса показывать север и юг. Представьте удивление ученых, когда они изучили древние лавы и обнаружили, что магнитные полюса сотни раз менялись местами. Так, например, за последние 76 миллионов лет южное и северное направления по неизвестным причинам менялись местами более 170 раз! Но еще более поразительные результаты были получены при изучении магнитных свойств базальтовых лав океанского дна. Оказалось, история изменений магнитных полюсов Земли записана на океанском дне, как на магнитной пленке. Дно предстало перед учеными «магнитно-полосатым», как зебра! Полосы с одинаковыми записями тянулись вдоль океанических хребтов. При этом они были строго симметричными, и если, скажем, имелась «магнитофонная лента» с определенной записью в 800 километрах к западу от Срединно-Ат-лантического хребта, то точно такую же запись нетрудно было обнаружить в 800 километрах к востоку от центральной расселины. Так было доказано, что дно Атлантического океана расширяется со скоростью от 2 до 5 сантиметров в год. В некоторых местах эта скорость достигает 10 сантиметров в год| Как правило, имен-, но в таких участках бывают наиболее сильные подводные землетрясения.

Дальнейшие исследования показали, что океанское дно — это огромный конвейер.