Юный Натуралист 1974-04, страница 27

Юный Натуралист 1974-04, страница 27

торого неожиданно исчез большой серый камень.

Но когда я достиг опушки леса и вот-вот должен был скрыться среди высоких и стройных сосен, одна из гагар сорвалась с места и взлетела, хлеща по воде крыльями. Она промчалась над зарослями камыша и показалась над деревьями с другой сюроны озера. Потом, описав дугу и энергично работая сильными крыльями, птица направилась прямо в мою сторону, наклонила голову набок, взглянула вниз и высоким, чуть гнусавым голосом закричала: «Га-га, га-га, га-га!».

В наших краях — правда, гораздо реже — встречается и чомга. Вероятно, сравнительная малочисленность чомги 6 нашей стране объясняется недостатком подходящих биотопов — в данном случае мелких пресных озер с большой открытой поверхностью и берегами, поросшими густой растительностью. Найти гнездо чомги невероятно трудно.

Я вспоминаю, как однажды в поисках гнезда мы с приятелем объезжали на лодке берега небольшого озера. Долгое время все наши усилия обнаружить редкую птицу оказывались напрасными.

— Ну теперь-то ты наконец видишь гнездо? — воскликнул приятель.

Я по-прежнему ничего не видел, кроме обыкновенного тростника. Он рос так густо, что челнок с трудом протискивался сквозь его заросли. Но вот еще несколько

взмахов весла, заросли чуть расступились, и прямо перед нами возникло гнездо — плавучий островок, построенный из стеблей водяных растений. На первый взгляд они напоминали морскую траву, но мы ведь находились на мелком пресноводном озере, окруженном лугами и кустарниками. Озеро это было для чомги сущим раем. Гнездо, подобно всем своим сородичам, она соорудила в нескольких метрах от берега, почти на краю тростниковых зарослей. Мне показалось, что оно не закончено — яиц в нем не было. И я не ошибся. Минут через пятнадцать, когда мы отплыли метров на пятьдесят, появилась чомга, неся в клюве пучок зеленых стеблей. Мы мгновенно превратились в два «пенька», и вскоре чомга приблизилась к гнезду и положила стебли на его край.

К вечеру оно было, видимо, достроено, и на следующий день самка отложила белое яйцо величиной с куриное. Через несколько дней в гнезде лежало уже три яйца. Число их не увеличивалось, и супружеская пара приступила к насиживанию, которое продолжалось около месяца.

В течение этого времени я часто навещал птиц. Стоило мне показаться на берегу, как сидящая на яйцах чомга соскальзывала с гнезда и застывала среди тростника, метрах в двух от островка. Даже если я ничем не выдавал своего присутствия, птица вела себя тревожно, и в бинокль мне было видно, как она то и