Юный Натуралист 1974-05, страница 34

Юный Натуралист 1974-05, страница 34

33

те — на еще более старые, так что разобрать почти ничего нельзя.

Каждое утро я иду читать следы. Весь песок испещрен ими, как газетная страница текстом. Следы зверей попадаются, правда, нечасто: то бархан пересечет маленький заяц — толай, то тонкопалый суслик, то лисичка-корсак, а вокруг крошечного поселка, где остановилась наша экспедиция, постоянно бродят ушастые ежи. Гораздо чаще попадаются в пустыне следы ящерок. Вот она спокойно идет по своим делам — четкие отпечатки лапок и хвоста, загребающего песок на поворотах. Вдруг ящерка чего-то испугалась и резко рванулась с места, оставив на песке глубокие ямки, а потом быстро заскользила вверх по барханчику. Песок осыпался под ее ногами, и получился след, похожий на след лыжника, поднимающегося «елочкой».

Но всего больше, конечно, следов насекомых. Их уж ни с кем не перепутаешь: три запятые — перерыв, три запятые — перерыв, а рядом параллельно такой же ряд. Запятые от трех лапок с каждой стороны тела, ступающих почти в одну точку, перерыв — шаг. Вот из песчаной норки, переждав в ней дневную жару, выбралась крупная чернотелка тригоносцелис и отправилась на поиски пищи — сухих былинок и опавших веточек саксаула. По пути ее следь, пересекаются со следами другой чернотелки — адесмии. Длинные ноги этого жука нелепо изогнуты, и после них на песке остаются не маленькие запятые, а короткие косые палочки.

Иногда отпечатки лапок крупного жука накладываются на широкий «волок» — это скарабей прокатил навозный шар. При этом он двигался задом наперед, опираясь на передние лапки и лишь иногда помогая средними, тогда как его задние ноги катят шар. Если пройти по такому следу, он непременно приведет к норке, куда спрятался жук со своей добычей.

А здесь что-то совсем странное. Через несколько шагов обнаруживаю на ноге му-равья-фаэтончика — симпатичного длинноногого муравьишку с задранным вверх туловищем, на котором мертвой хваткой повис другой крупный муравей. Фаэтон-чик пытается бежать и в то же время освободиться от столь неприятной ноши.

От гнезда муравьев-жнецов идет протоптанная дорога сантиметров пять шириной. Вечером эти муравьи целой колонной ходили собирать урожай семян, а рядом с их дорогой долго топтался какой-то крупный жук. Это, конечно, жужелица антия маннергейми — черная хищница с шестью белыми пятнами на спине. И топталась она не зря: обычно жук становится

ШТ*

прямо над самой муравьинои дорогой и одного за другим выхватывает насекомых из бегущей под ногами толпы.

Есть насекомые, которые открыто передвигаются по песку, а есть которые ста