Юный Натуралист 1974-11, страница 16

Юный Натуралист 1974-11, страница 16

17

Преддверие зимы

Робко кружатся в воздухе снежинки. Несколько раз зимушка-зима пыталась преждевременно вступить в свои права, покрывала землю снегом, но он вскоре таял. По хмурому небу ползут тяжелые свинцовые облака, сквозь которые робко прорываются несмелые лучи солнца. Легкий морозец подсушил лужицы, покрыл тонким льдом лесное озеро.

Прошел листопад. На старой березе холодный ветер раскачивает пустое воронье гнездо. Голые кустарники и стволы деревьев не скрывают пришельца от настороженных глаз зверей, труднее стало наблюдать за дикими животными.

Тихо и грустно в лесу. Звери готовятся к зиме. Лоси собрались в небольшие стада, косули тоже ходят группами. Много времени уходит у животных на поиски корма. Возле диких плодовых деревьев можно встретить всех лесных обитателей, от мыши до лося. Даже лисы и косули не отказываются от яблок и груш. Мешали длинные ноги, пришлось становиться на колени и так доставать мерзлые яблоки из-под запорошенных снегом листьев.

В лесах появились далекие северные гости: яркогрудые снегири, хохлатые красавцы свиристели, осторожные канюки-зимники. Синички собрались в стаи и в поисках корма снуют везде и всюду. В этих стайках можно встретить и крохотных желтоголовых корольков, и пищух — маленьких птиц с изогнутым тонким клювом. Как правило, возглавляет такие компании дятел.

Ящерицы, змеи запрятались под старые пни. В укромные места забралась прочая живность, боящаяся холода. В уютном жилище спит еж. А барсук, накопив жирку, спокойно посапывает в своей благоустроенной квартире-норе.

Звери полиняли. Модница лиса щеголяет в новой шубе. Густой теплый мех — надежная защита от мороза. Обитатели леса готовы встретить зиму.

Ю. Цейтгамель

Дикая яблоня

Как она очутилась за Зайцевским полем, почти у самой лесной заставы, никто не знает в деревне. Птица несла и обронила зернышко, или, может, мальчишка ел яблоко, а огрызок швырнул в земляничную траву. Кто знает? Одно ясно: никто не сажал ее.

Но яблонька родилась и стала расти. Расти год от года, сил набираться. Тут, на крутом угоре, раньше деревенских яблонь встречала она румяное солнышко и дольше их купала ветви в заревых спокойных закатах. Зато уж от хлестких дождей и ветров-буянов доставалось ей. И гнули, и крутили, и ветки ломали, и яблоки сбивали.

Не было ей защиты, никто не ухаживал за нею. Так и жила она, справляясь, как могла, со своими невзгодами. И вот что дивно: год за годом густо, щедро обсеивала свои ветки яблоками, некрупными, но краснобокими. Держались они до самых заморозков, и тогда дичок преображался: кислинка сбавлялась, а медку прибывало.

Уже сады были пусты, ветер-листодер раздевал и дикую яблоню, а яблоки держались. И все угощались ими кто сколько хотел.

Фото Р. Воронова и А. Чиркова

3 «Юный натуралист» № 11