Юный Натуралист 1975-01, страница 27

Юный Натуралист 1975-01, страница 27

25

медведь не может удержаться только задними лапами, ему приходится ломать ветви одной передней лапой и подтягивать их к себе. Наломав целую кучу веток, зверь устраивает из них как бы своеобразное гнездо и потом уже начинает, причмокивая, поедать свое любимое кушанье. В дубовых и пойменных лесах южного Приамурья часто приходится видеть следы кормежки белогрудых медведей на дубах и черемухах. Круглые гнезда-шары из засохших ветвей резко выделяются на фоне зимнего леса. Ветви кедра белогрудый медведь нередко ломает и сбрасывает на землю, а потом уже собирает кедровые шишки.

Как и наш бурый мишка, уссурийский медведь неравнодушен к меду и нередко разоряет таежные пасеки, за что ему подчас приходится расплачиваться своей черной шкурой.

Конечно, самая интересная особенность гималайского медведя — обычай устраиваться на зиму в дуплах деревьев. Особенно охотно он зимует в стволах огромных тополей, потому что древесина у них мягкая. Забравшись в дупло или через крупную трещину внутрь гигантского дерева, медведь разгрызает изнутри прелую древесину, устилает дно мягкой трухой и спит на боку, свернувшись калачиком. По наблюдениям охотников и натуралистов, спящий медведь очень чуток только с осени, зимой же ему дремлется так сладко, что он не слышит не только когда к дереву приближаются люди, но даже стука. Проснувшись, зверь старается не покидать своего убежища. Особенно упорно сидит в дупле медведица с медвежатами, почему и случается, что в поселок на грузовике или на платформе вместе со стволом крупного дерева привозят медвежью семью.

Известный дальневосточный зоолог Гордей Федорович Бромлей отметил, что зимою у белогрудых медведей на подошвах лап облезает кожа, и звери ее слизывают. То же самое бывает и у бурых медведей. Не отсюда ли возникло поверье, будто медведи в берлоге сосут свои лапы?

Потомство у уссурийского медведя появляется в самый разгар зимы, в январе— феврале. Медвежата рождаются совсем крохотными И весят всего по 300— 500 граммов. Растут они довольно медленно, но уже в начале апреля бродят с матерью по тайге. Иногда вместе с такими медвежатами встречаются и прошлогодние, которых охотники называют пестунами. Но зимуют они отдельно от матери.

Белогрудый медведь — красивый и сильный зверь с черной блестящей шерстью, украшенной на груди ярким белым треугольником.

Его мясо, по мнению охотников, вкуснее, чем у бурого, а жир отличается особыми целебными свойствами. Поэтому охотники на Дальнем Востоке предпочитают добывать именно белогрудых, а не бурых медведей, тем более что дупло, занятое уссурийским медведем, гораздо легче найти, чем обычную медвежью берлогу. Чтобы проверить, спит ли медведь в дупле, охотники обычно разрубают дерево, и дуплистых стволов в тайге остается все меньше и меньше.

Вблизи населенных пунктов Приморья и Приамурья белогрудый медведь стал теперь редким зверем и сохраняется только в глухих, удаленных участках уссурийских лесов. Площадь его обитания непрерывно сокращается. Еще совсем недавно уссурийский медведь значился среди обычных охотничье-промысловых животных Дальнего Востока, а сейчас его считают редким и даже исчезающим видом. В самом деле, бурых медведей в нашей стране, по расчетам ученых, более ста тысяч, а белогрудых в десятки раз меньше. И обитают они у нас только в отдельных местах Приморского и Хабаровского краев.

Недавно белогрудый медведь наряду с белым медведем включен в список кандидатов в «Красную книгу» редких и исчезающих животных СССР. Охота на медведя должна быть запрещена или очень строго ограничена.

Ф. Штильмарк,

кандидат биологических наук