Юный Натуралист 1975-01, страница 5

Юный Натуралист 1975-01, страница 5

3

страданий принесли они человечеству. Тысячи городов и сел, крупных промышленных центров были обращены в руины, разрушены и уничтожены заводы и фабрики, учебные и научные учреждения, навсегда погибли бесценные творения архитектуры и искусства, созданные руками и гением многих поколений.

И теперь, спустя много лет, нельзя без содрогания вспоминать о злодеяниях нацистов, о руинах и мужестве Сталинграда, о разрушенном дотла Минске, о стойкости и страданиях блокадного Ленинграда, о трагедиях Лидице и Бабьего Яра, о развалинах Роттердама и Ковентри, о миллионах людей, замученных в концлагерях. Страшную дань собрал фашизм с народов Европы, уничтожив ценнейшие памятники человеческого гения, он оставил после себя могилы. Они стоят сегодня как символы героизма и страдания, они напоминают живым: «Не забудьте!» «Помните о нас!» — звонят колокола Хатыни, белорусской деревушки, жители которой от мала до велика были сожжены гитлеровцами. «Не допустите больше этого», — шепчут ветры Освенцима.

Чудовищная гитлеровская машина, подмявшая под себя почти всю Европу, была сломлена беспримерным мужеством советского солдата, несокрушимой крепостью социалистического общества! В те майские дни освобожденная Европа рукоплескала невиданному героизму, неслыханной стойкости советского народа!

Закончив ратные дела, выполнив священный долг, советский солдат торопился к мирному и привычному труду, расставшись с винтовкой, он брался за плуг. Чтобы возродить и украсить разграбленные и опустошенные земли, вырастить молодые сады и засеять новые поля. Мы чествовали в те майские дни вернувшихся с войны и оплакивали погибших, радостное веселье шло по нашим домам вперемежку с грустью и тоской — так свежи были раны от тяжелых и невосполнимых утрат.

Очень высокую цену заплатили мы за великую победу. Ее трудно было выразить какой-либо статистикой, ибо человеческое горе плохо поддается арифметике! Нечем было измерить непроходящую боль по близким и дорогим людям, сиротскую долю мальчишек и девчонок, горькое одиночество вдов, так и не дождавшихся с войны своих мужей.

Только народу с великой и отзывчивой душой был по плечу такой подвиг, только передовой строй — социализм — не согнулся и не дрогнул перед нашествием гитлеровских полчищ.

Гитлеровским стратегам не дано было понять одного: народ, завоевавший свобо

ду, никогда вновь не встанет на колени и не даст вновь надеть на себя цепи. Первые дни войны отрезвили даже наиболее фанатичных фашистских заправил — они поняли, что не ждет их легкая прогулка, а уготовлены их бандитским дивизиям священная война и сокрушительный отпор. Насмерть встали советские пограничники. Застигнутые врасплох, они не сдавали рубежей, их брали только мертвыми, гитлеровским выкормышам не удалось видеть спины советских воинов. Крепость-легенда Брест несокрушимым препятствием встала на пути захватчиков. Уже к Минску приближались моторизованные фашистские полчища, а легендарный гарнизон крепости на Буге не сдавайся, он убийственным огнем косил захватчиков, бойцы гордо умирали, но не выбрасывали белый флаг капитуляции. А впереди фашистов ждапи удары под Москвой и Сталинградом, невиданная стойкость Ленинграда и Севастополя, легендарные десанты Новороссийска и Керчи — впереди их ждап сокрушительный разгром, бесславная капитуляция.

Тридцать лет минуло с тех памятных и до боли дорогих майских дней сорок пятого. Седеют ветераны боев, выросли их дети и сами стали родителями. Детский смех звенит на аллеях Москвы, в старинных парках Варшавы, на бульварах Парижа. И чем дальше в глубь истории уходят военные дни, тем величественнее предстает перед нами бессмертный подвиг советских пюдей.

Герои умирают, но никогда не уходят из памяти народа. Их беспримерное мужество зовет все эти годы к новым свершениям. Они сегодня с нами, их мужество зажигает юные сердца, их отвага дает новые силы молодежи семидесятых годов. В одном ряду с ними по праву находятся герои наших дней. В комсомольском билете Анатолия Мерзлова написано: «Погиб при спасении сепьскохозяйственной техники и урожая 1972 года». Через десятилетия перекликается эта запись со словами в билете Александра Матросова: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее. Проявил геройство».

Нерасторжима духовная связь всех советских людей, прочнее любых сплавов преемственность поколений. И в деле ратном, и в деле трудовом они не жалеют сил для процветания любимой Родины.

Наступивший год можно по праву назвать вдвойне праздничным. Радость великого юбилея сольется с праздничной гордостью за самоотверженный, ударный труд советских людей в завершающем году девятой пятилетки!

Рис. Н. Кутилова