Юный Натуралист 1975-04, страница 40

Юный Натуралист 1975-04, страница 40

38

Каиого цвета нровь?

Рассказывает кандидат медицинских наук Константин Климентьевич Сидоров

Дело в том. что кровь спрутов необычная, голубая. Цвет крови зависит от наличия атома металла в составе дыхательных пигментов: гемоглобина, хлорокруорина, гемэритрина и гемоциа-нина.

У человека, всех позвоночных животных, а также у некоторых беспозвоночных в состав, гемоглобина входит окисное железо, придающее их крови красный цвет.

В составе хлорокруорина содержится закисное железо, которое и окрашивает в зеленый цвет кровь некоторых холоднокровных животных из группы много-щетинковых червей.

А у некоторых червей розовая кровь. Это оттого, что в их крови содержится гемэритрин. Все эти три дыхательных пигмента содержат. атом железа.

В крови спрутов, каракатиц, некоторых паукообразных, высших ракообразных — гемоцианин. Вместо атома железа он содержит атом меди. Вот почему кровь этих животных голубая.

Чаще всего в крови животных находится гемоглобин, реже гемоцианин, другие дыхательные пигменты встречаются совсем ' редко. По словам К. А. Тимирязева, «самые важные в органическом мире пигменты: красный пигмент крови — гемоглобин — в животном царстве и зеленый пигмент листьев — в растительном». Интересно, что по своей структуре гемоглобин и хлорофилл довольно близки, однако вместо, железа в состав хлорофилла входит • атом магния.

— Надеюсь, друзья, вы теперь убедились, что я не зря так торопился в Клуб Почемучек, чтобы восстановить удивительную историю, лишь часть которой мне удалось сохранить.

— Но она, кажется, не единственная у вас? Продолжайте же.

— Да, да. То, что сохранилось у меня от второй истории, сводится к следующему.

— Дорогой Мюнхгаузен! Прежде че вы начнете свою следующую историю, позвольте предложить Почемучкам небольшое поручение Пагаиеля. Задание дает научный сотрудник Зоологического института АН СССР Андрей Валентинович Макрушин.

Жизнь в иапле

Где-нибудь в ямке на обочине проселочной дороги среди размокших прошлогодних травинок медленно плавают брюхом вверх изящные продолговатые жаб-роноги. Вблизи строящегося многоэтажного дома в глинистой луже шариками снуют моины. А в грязной канаве у скотного двора пляшут дафнии. Всюду можно встретить диковинных коловраток, инфузорий, планарий, одноклеточные водоросли.

Человека манит загадочная жизнь океана, тропические леса Африки, красочный мир кораллового рифа. Но вооружитесь сачком и лупой — и вы найдете в придорожной луже, прогретой весенним солнцем, не менее фантастический мир животных и растений, манящих своей неизученностью.

Планктонные организмы, живущие в лужах, всегда стоят перед грозной опасностью: лужа быстро высыхает, и кто не успеет подготовиться к этому, тот погибнет. Чтобы продолжить свой род, многие из них все дно лужи усеивают яйцами, не боящимися сухости, другие при высыхании зарываются в ил и, окружая себя твердой оболочкой, впадают в состояние покоя — превращаются в цисты. Потом птицы и ветер переносят их в другие места, но большая часть гибнет.

Существа, обитающие в лужах, — вечные странники, не имеющие постоянного места жительства. Рачки-моины, живущие в луже под Ленинградом, возможно, являются потомками моин, в прошлое лето живших в степях Украины. Цистами и яйцами планктонных беспозвоночных усеяны лужи всей Земли. Они есть в тундре, где лужи не пересыхают все короткое северное лето, и в пустынях Африки, где лужи бывают не каждый год и держатся не более одной-двух недель. Они есть во мху, в дуплах, деревьев, в пазухах листьев. Они терпеливо ждут своего часа, и, если дождутся, начинается бурная, но короткая жизнь.

Жизнь в лужах полна опасностей. Ливень, казалось бы, удлиняя жизнь лужи, должен продлить и жизнь ее обитателей. Однако часто ливни приводят к гибели планктонных организмов в луже. И скот, пришедший на водопой и замутивший воду, может привести к катастрофе жителей луж. Но, погибнув в одном месте, они в огромном количестве появляются в другом.

Рачки, обитающие в лужах, являются лучшим кормом для рыб. Они богаты питательными веществами. Это давно