Юный Натуралист 1975-04, страница 43

Юный Натуралист 1975-04, страница 43

41

— Такие же письма прислали в редакцию Сережа Баранов, Миша Кривое и многие другие ребята. Дорогие друзья, вам отвечает биолог Надежда Константиновна Носкова.

Вы занимаетесь очень полезным и увлекательнейшим делом. И птицам и зверям — лосям, косулям, зайцам — помогать надо обязательно, а наблюдать за их поведением, за их повадками очень интересно. Важно изучить, когда и какие птицы прилетают на ваши кормушки, какой корм они берут охотнее всего, когда начинают разбиваться на пары, делать гнезда, выводить птенцов, как родители выкармливают их. Да мало ли тем для наблюдений найдется у внимательного натуралиста!

Сашу интересует, где можно достать плакаты или листовки об охране природы.

Такие плакаты можно сделать самим — тут поможет вам, ребята, ваша фантазия и мастерство. Можно обратиться в районное (или городское) общество охраны природы — там вам могут дать готовые плакаты.

Помните только, что развешивать плакаты надо лишь в тех местах, где бывает много народу. А вообще лес не стоит слишком «украшать», он прекрасен сам по себе.

А вот самим кольцевать птиц мы вам не рекомендуем. Дело в том, что кольцевание птиц применяется широко только в научных целях. С помощью этого метода изучаются многие вопросы биологии птиц — из каких гнездовых районов, какими путями и куда улетают зимовать птицы, скорость их движения во время перелетов, продолжительность жизни разных видов птиц.

Чтобы получить какие-то результаты от кольцевания, необходимо окольцевать сразу очень много птиц, особенно мелких — стрижей или деревенских ласточек. Для этой цели у нас в стране и за рубежом организованы специальные орнитологические станции, кольцующие ежегодно десятки и сотни тысяч птиц. Хорошо известная специалистам орнитологическая станция на Куршской косе в Балтийском море (место пролета большинства наших птиц) кольцует за сезон до 45 тысяч птиц, а орнитологические станции в Казахстане — до 3 тысяч в сутки.

Организацию кольцевания осуществляет Центр кольцевания птиц. Там собираются все сведения об окольцованных птицах, оттуда на орнитологические

станции отправляются кольца. Обычно это легкие алюминиевые колечки с международными знаками и с отличительными значками Советского Союза, с названием организации, производящей кольцевание, номером птицы. Все сведения о птице под этим номером записываются в специальных дневниках.

Птиц для кольцевания отлавливают сразу специальными ловушками, которые не травмируют и не пугают их.

Сведений об окольцованных птицах поступает не так уж много. Так, например (мы берем средние данные за несколько лет), из 1000 окольцованных деревенских ласточек можно узнать о судьбе одной-двух. Это объясняется тем, что ласточки очень осторожны, их не так-то легко поймать, да и гибнет их много во время дальних перелетов. А вот из тысячи окольцованных промысловых птиц — уток, гусей — сведения поступают примерно о пятнадцати-два-дцати птицах. Это и понятно: промысловых птиц часто отстреливают, да и на лапках крупных птиц кольца заметны лучше.

Сотни орнитологов сейчас наряду с другими методами (физиологический эксперимент, применение радиолокаторов) продолжают применять метод кольцевания.

Существуют и объединения школьников, занимающихся кольцеванием. В тех районах, где проходят пути миграции птиц, ребята под руководством опытных специалистов в определенное время тоже кольцуют птиц, чаще всего скворцов. Руководит работой школьников Окский государственный заповедник. Сотрудники заповедника получают и обобщают сведения об окольцованных птицах, высылают ребятам кольца, полученные от Центрального бюро кольцевания. Но, повторяем, делается это в строго организованном порядке. Кольцевать птиц самим — отлавливать их, надевать на лапки самодельные кольца — нельзя. Это не только травмирует птиц, но и не дает никаких результатов.

— А теперь, друзья, пора расставаться.

До новых встреч в мае!