Юный Натуралист 1975-06, страница 23

Юный Натуралист 1975-06, страница 23

t, -л <чП/?Д\]Г л&л _ s

Ветреница дубравная

Это изящное растение раньше называли белой пролеской. Ее русское ботаническое название — ветреница белая, или дубравная; по нему видно, где она обычно растет.

Низкие куртины ветреницы, белые от множества звездочек-цветков, заметны издалека в светлом лесу. Рядом с ними часто раскрывает свои фиолетовые цветки медуница, качаются сиреневые соцветия хохлатки.

Ветреница дубравная невысока. Под белым цветком, немного ниже его, зеленеют три ажурных листа. Их называют покрывалом, потому что они закрывают бутон, выполняя роль чашечки. Других листьев у дубравной ветреницы нет. Покрывало, цветок, стебель да желтое корневище под землей — вот и все растение.

По цветку ветреница получила свое название: белые доли его колеблются от слабого ветерка и плавно разлетаются после опыления пестиков. Кроме того, есть поверье, что зацветает это растение только в ветреную погоду.

Растет дубравная ветреница большими группами. Такая семья получается после вегетативного размножения растения, выросшего из семечка. Бывает так, что растение чем-то отличается от своих соседей, например, цветки у него с заметным розовым или синим оттенком. Через несколько лет на этом месте мы найдем целую группу сестричек с такими же цветками. Заметив необычное растение, можно по годам проследить, с какой скоростью оно будет вегетативно размножаться.

Красивы букетики наших диких ветрениц, но очень быстро вянут они в руках: повисают головки цветков, сморщиваются листья. Растения эти, привыкшие жить под защитой деревьев и кустарников, совсем не переносят ветра и сухого воздуха. С большой поверхности листьев испаряется много воды, вот и вянут ветреницы, вынесенные из леса на солнце. В городах их продают пучками, и жалко бывает смотреть на вялые растения. В природе их остается все меньше: стала большой редкостью крупная ветреница лесная, редеют полянки ветреницы дубравной, безжалостно истребляемой на букеты; много осталось пока ветреницы лютичной, но и ее уже несут из леса, где не осталось красивых цветов. Пустеют леса вокруг городов, и, если мы сейчас не будем оберегать растения, никогда уже потом нам не любоваться их красотой.

К. Глазунова