Юный Натуралист 1975-11, страница 50

Юный Натуралист 1975-11, страница 50

48

ся в наших комнатах. Мирится и с затенением, и с сухостью воздуха. Даже если вы позабыли его полить, то сциндапсус и это стерпит, не засохнет. Растение очень выносливое. Вредителями не поражается.

Хорошо растет в любой рыхлой питательной почве. Обычно рекомендуют легкую смесь из листовой и дерновой земли с песком, полезно добавить кусочки древесного угля величиной с горошину. На дне горшка устройте дренаж из глиняных черепков и песка. Сциндапсус растет круглый год, поэтому удобрительные подкормки слабой концентрации можно давать и зимой. Полезно опрыскивать растение теплой водой. Земля в горшке должна быть умеренно влажной. Летом растение притеняйте от солнцепека.

Размножается сциндапсус черенками. Обычно их срезают с двумя листьями и ставят в воду. Вскоре появляются корешки. Но черенки можно укоренять и во влажном песке. В землю черенки высаживают, когда корешки вырастут всего в три сантиметра. А если в один горшок посадить сразу два-три отростка, то золотисто-зе-леные гирлянды будут особенно пышными и нарядными.

Из других растений на северных окнах хорошо растет душистая пеларгония. Ее часто называют геранью. Растение это выделяет особые летучие вещества — фитонциды, которые губят возбудителей некоторых болезней. Было также подмечено, что аромат пеларгонии отпугивает от комнатных цветов тлю. Для защиты какого-либо растения в этот же горшок можно посадить веточку пеларгонии или поставить рядом душистого стража.

Размножить пеларгонию довольно просто. Берут

срезанный черенок с тре-мянпятью листьями, нижние листья обрезают, черенок слегка подсушивают, пока срез не покроется тонкой пленкой. Нарезают черенки с конца зимы и ставят или в воду или сразу опускают в горшочек с песчаной землей. Черенок должен сидеть прочно, почву вокруг него уплотните.

Самое неприхотливое растение на северном окне, пожалуй, аспидистра. Ее даже можно выращивать на лестницах, в коридорах и других полутемных помещениях. У растения красивые огромные листья, похожие на листья ландыша. Сидят они на корневищах тесно, компактно.

Попал этот зеленый гость на наши окна из густых тропических лесов Южной Азии. На Черноморском побережье Кавказа аспи-дистру можно увидеть в садах, парках. Размножают ее делением корневища, На каждом куске корневища оставляют по одному или нескольку листьев.

На окнах, куда не заглядывает солнце, отлично растут папоротники. Эти растения из теплых краев очень изящны, красивы. Они, как и их собратья из наших лесов, не любят яркого солнца.

Очень красив, например, разросшийся папоротник адиантум. Издали его густая шапка ажурных вай (листьев) напоминает кованую кольчугу древнерусского воина. Его нежно-зеленые несколько пониклые ваи держатся на черных, блестящих, словно лакированных, черешках.

Особенно пышно разрастается адиантум, если горшки с растениями поставить в оцинкованный или эмалированный противень и пространство между горшками засыпать гравием, который регулярно увлажнять. Адиантум

легко размножается делением куста.

Хорошо растет в комнатах и нефролепис. Его величественные ваи несколько напоминают листья перистых пальм. Этот папоротник легко размножается отпрысками. Их пришпиливают к влажной земле и слегка присыпают землей.

Очень оригинален папоротник олений рог, или платицериум. Рассеченные ваи папоротника устремлены вверх. На них развиваются слоры. А у основания растения ваи другой формы — в виде раковин.

У папоротника асилениу-ма бульбоносного, или живородящего, на хорошо развитых ваях образуется большое количество молодых растеньиц. Когда они хорошо разовьются, их отделяют от материнского растения и высаживают в маленькие горшочки.

Для выращивания папоротников хорошо брать смесь из равных частей торфяной, листовой земли и теска. Спорами папоротники обычно размножают в оранжереях. Но можно и в комнате. Для этого нужна тепличка. Высевать споры лучше всего на плоские куски торфа. Споры прорастают в виде зернистого зеленого налета.

Хорошо растут на северных окнах и лиственные бегонии. Форма и окраска листьев у них самые разнообразные.

Б. Александров