Юный Натуралист 1975-12, страница 34

Юный Натуралист 1975-12, страница 34

34

запно обрушится, может утонуть все стадо.

На путях оленьих кочевок в последние годы появились и новые преграды. Вырос на Таймыре большой город Норильск, а рядом с ним появились новые рудники и поселки. Пролегла железная дорога от Норильска до Дудинки, протянулась с левого берега Енисея от речки Мессояха железная нитка газопровода. Тундра приобрела непривычный для оленей облик.

А пути оленьих странствий остаются прежними, и порой можно видеть странное зрелище. Оленье стадо в недоумении останавливается перед гудящей железной трубой газопровода, протянувшейся по просторам тундры. Откуда знать зверям, что внутри трубы гудит будущее синее топливо? Олени в страхе отступают, идут вдоль газопровода, нередко стада попадают прямо в город или оказываются на улицах пригородного поселка. Электрички и поезда на дороге Норильск — Дудинка иногда приходится останавливать, чтобы пропустить животных.

Однажды зимой крупные стада оленей под Норильском попали в настоящую ловушку: с одной стороны газопровод, с другой — железная дорога, и многие звери не смогли пройти к местам зимних пастбищ. Большинство оставшихся здесь животных погибли от бескормицы.

Ученые и охотоведы забили тревогу. Они предложили сделать специальные переходы для оленей — колена в виде буквы П, чтобы олени могли проходить под трубой как в ворота. В некоторых местах такие переходы есть, но их мало. Кроме того, сейчас сооружается вторая нитка газопровода, и проектировщики должны помнить про оленьи заботы.

Вокруг таймырских оленей велись и ведутся большие споры. Дело в том, что, кроме диких животных, здесь есть и домашние. На Таймыре расположено 12 совхозов, и для многих из них главной отраслью является оленеводство. Домашний олень — это тот же самый северный олень, только прирученный. Человек не создавал для оленей каких-то особенных условий, как для многих других домашних животных, он просто внимательно изучил их повадки и смог использовать этих зверей для своих нужд.

Домашние олени похожи на диких и внешне, и по образу жизни, и по поведению. Они легко дичают. Когда осенью во время миграций стада диких оленей подходят к домашним, часть животных смешивается, переходит из стада в стадо, а потом дикие идут дальше и уводят с собой сородичей, прирученных человеком. В отдельные годы совхозы лишаются сразу нескольких тысяч домашних оленей. Поэтому

оленеводы не любят «дикарей», обижаются на них и требуют сокращения их численности.

Однако работники охотничьего хозяйства считают, что дикий северный оленъ на Таймыре — очень ценное животное и нельзя считать его вредителем. Хотя и соглашаются, что количество оленей на Таймыре не может непрерывно увеличиваться, так как это грозит истощением пастбищ, могут даже возникнуть и опасные заболевания. Поэтому в 1971 году в Норильске было создано специальное охотничье хозяйство — Таймырский госпромхоз. Он занимается добычей диких оленей. План отстрела строго регулируется, каждые три года ученые проводят авиаучеты животных по всему полуострову.

Нужны длительные и постоянные наблюдения, чтобы раскрыть все тайны и загадки таймырских странников. Вспомним хотя бы недавние споры о роли волка для северных оленей. Некоторые ученые считают, что полное истребление волков приведет к плохим последствиям — стада не будут очищаться от слабых и больных животных. Не изучены до конца маршруты и сроки оленьих миграций, законы формирования оленьих стад, поведение животных, возможности их дальнейшего одомашнивания, управления ими. Важна роль дикого оленя для того, чтобы время от времени оздо-равливать стада домашних оленей, — среди них часто появляются альбиносы, меланис-ты, пятнистые животные, они мельче диких, у них слабее костяк, то есть они постепенно теряют высокие качества своих диких сородичей.

Дикий северный олень в настоящее время один из самых многочисленных видов копытных животных в нашей стране, его общее количество, по примерным оценкам, превышает 700 тысяч голов, причем почти две трети оленей обитают на севере Красноярского края.

Несмотря на это, государство принимает меры для охраны северных оленей. Промысел их строго регулируется, ведется борьба с браконьерством. В некоторых областях созданы специальные заказники, а недавно Красноярский крайисполком внес решение об организации первого в Арктике заповедника в районе озера Таймыр. По своей территории — свыше 1300 тысяч гектаров — он должен быть самым крупным заповедником в СССР.

Во многих областях и краях нашей страны северный олень находится под охраной закона, а его подвид, обитающий на Новой Земле, даже занесен в «Красную книгу» редких и исчезающих животных СССР.

Н. Носкова, Ф. Штильмарк