Юный Натуралист 1976-04, страница 57

Юный Натуралист 1976-04, страница 57

Бульбуль.

нашего скворца. Весь он черный, с металлическим блеском, возле углов рта по небольшому белому пятнышку. Длинный хвост лировидно расширен и глубоко вырезан на конце.

Питается дронго насекомыми, которых ловит на лету. Своими повадками во время охоты он несколько напоминает серую мухоловку. Сухие обособленные ветви и вершины деревьев — наблюдательные пункты дронго. Отсюда птица обозревает ближайшее пространство. Заметив насекомое, дронго летит к нему удивительно легко и грациозно. Кажется, птица не прикладывает никаких усилий. Дронго умеет свечой взвиться вверх и резко поворачивает под любым углом. Может внезапно остановиться, перевернуться лапками вверх и из этого положения нырнуть вниз. И все это птица делает играючи, словно она ничего не весит и не испытывает никакого сопротивления воздуха. Из всех птиц, вероятно, только дронго во время поворотов может махать одним крылом, другое остается неподвижным. Выполнять сложные виражи помогает птице ее длинный хвост.

Можно подкинуть в воздух что-нибудь съедобное для дронго, например мучных червей. Он не только мгновенно определит, что это можно съесть, но без труда поймает угощение.

Песня дронго благозвучна, отдельные строфы в ней заимствованы у других птиц. Гнездо дронго, которое он строит в ветвях деревьев, похоже на гнездо иволги. Смелый в любое время, он, когда охраняет свое семейство, становится даже дерзким и не отступает перед врагом значительно более крупным, чем сам.

55

Кочует дронго обычно в одиночку, лишь иногда присоединяется к другим насекомоядным птицам. Он предпочитает места людные, держится среди пасущегося скота, где находит множество насекомых.

В наш Приморский край дронго залетал дважды: один раз большехвостый дронго, второй — шелковый. Шелковый дронго — красавец. Голубовато-черный, крылья черные, с зеленым блеском. Удлиненные крайние шерья хвоста изящно загибаются кверху, на голове длинные тонкие перья с расширениями на конце. Шелковый дронго — изящная птица.

В Индии часто встречается майна, та самая, которая обитает у нас в Средней Азии и из года в год расширяет свои владения. Когда-то жила она только на юге Туркмении, а теперь ее увидишь и в Казахстане.

Индийская майна, хотя и любит общество людей, в то же время осторожна. Вот я вижу ее в людской толчее в аэропорту. Она важно ходит по горячему асфальту, внимательно осматривая публику. На нее едва-едва не наступают ногами, но майна ловко увертывается. На птицу не обращают внимания, и она спокойна. Но все меняется, когда майна замечает, что я за ней наблюдаю: она настораживается и улетает.

Запомнились мне многочисленные стайки ожереловых попугаев, разные виды голубей, бульбуль, чудесная печальная песнь которого разнообразна, как человеческая речь. Его пение раздавалось рано утром. Не знаю, как прозвучала бы песня бульбуля в нашем лесу, может быть, бледно по сравнению с песнями соловьев, дроздов и славок, но у себя дома она великолепна.

Голос птички мягкий, без резких и высоких нот и очень богат интонациями. Казалось, бульбуль рассказывает какую-то печальную историю. Сначала он выкрикивает несколько раз в безнадежной тоске какое-то слово, потом в таком же настроении повторяет коротенькую фразу вроде: «Как быть, как быть, как быть? Вот беда, вот бэда!»

Краснощекий бульбуль ростом с воробья, но стройнее, не такой коренастый. На голове у него высокий клиновидный хохолок, вызывающе прямо торчащий вверх. А сама птичка черно-белая с ярко-красным подхвостьем.

Наблюдать за животными в Индии легко. Обычаи не позволяют индийцам причинять живым существам зло. Животные это хорошо усвоили и поэтому доверчивы.

П. Ошмарин,

доктор биологических наук Фото автора