Юный Натуралист 1976-05, страница 28

Юный Натуралист 1976-05, страница 28

27

Жаркий летний день. Тихо на болоте, беззвучно. Мягкий мох глушит шаги. Резво скачут лягушата, мягко шлепаются на влажный мох. Бесшумно проползла змейка, скользнула за моховую кочку, и исчезла с глаз ее узорчатая спинка. Столбом толкутся комары. Кинулись в одну сторону, другую... Стали садиться — облепили веточки голубики, черной сеточкой упали на мох. И вдруг в тишине — отчаянное комариное «з-з-з»! Попался, бедняжка, в «руки» росянки! Вон она сидит на кочке, разложила свои листья-ловушки. Красные, величиной с копейку — как раз по комару. Во все стороны ощетинились они тонкими волосками-щупальцами, на концах которых росяные капельки блестят, переливаются на солнце.

Листочек, что поймал комара, начал шевелиться. Задвигались волоски, стали заворачиваться внутрь. И вот уже не видно комара за красными нитями, за каплями росы.

Росянка эта не одна сидит на кочке. Невдалеке росянки покрупнее и помельче, их целые группки. Некоторые листочки плотно свернуты, на других видны тонкие комариные крылышки да хитиновые колечки. Одни листья ловят комаров, другие заняты перевариванием, третьи уже сыты и раскрылись. Хищница росянка в пять-шесть «ртов» ловит свою добычу, толстеет, разрастается.

У росянки, что покрупнее остальных, из середины розетки листьев торчит вверх тонкий красноватый стебелек с белыми мелкими цветочками. Раскрыты они только днем, в самые светлые часы, а к вечеру закрываются. Листья-ловушки «работают» круглые сутки, они все время настороже.

Красноватые волоски с прозрачной росой — это особые желёзки с каплями липкой слизи. Желёзок этих на каждом листе около 200! Особенно много слизи начинает выделяться, когда прилипшее насекомое бьется. У росянки будто слюнки текут в предчувствии лакомого кусочка. Слизь кисловатая, ведь в ней много муравьиной кислоты и ферментов — веществ, растворяющих комара. Свернутый лист росянки словно желудок, в котором пищеварительный сок переваривает пищу, которая затем всасывается желёзками. Лист закрыт три-четыре дня, потом он вновь раскрывается. Пока лист сухой, ветерок сдувает с него остатки насекомого. А вскоре на кончиках желёзок вновь заблестит прозрачная роса — вновь готова приманка для насекомых.

Обычная на наших верховых болотах росянка с круглыми листьями так и называется — росянка круглолистная. Реже

встречается росянка английская с длинными, как язык, листочками. Если круглолистная и английская росянки растут на одном болоте, то изредка здесь же можно найти и их гибрид — росянку с яйцевидным листом. В Европе растет всего три вида росянок, а во всем мире их около 100. Все они хищницы, у всех на листочках есть желёзки с росой.

Много росянок на болотах Северной Америки, и некоторые из них трудно отличить от нашей, круглолистной. Немало там и других растений-хищников. На Великой Зеленой Топи (так называется болотистая местность в юго-восточной части штата Каролина) растут и венерина мухоловка, и диковинные саррацении и дарлингтония, и жирянки...

Словно конические колонны поднимаются над травой желто-зеленые кувшины саррацении. Вот муха, привлеченная яркой окраской и блеском нектара, по спирали подлетела к верхушке кувшина, села на вы-ступ-губу и жадно набросилась на сладкий нектар. Ее спугнул паучок, маленькими прыжками по паутине бросившийся к добыче. Взлетев, муха ударилась о нависший над кувшином купол и упала в трубку. Крылья ее беспомощно бились о стенки кувшинчика. Обессилев, муха соскользнула на самое дно, в густую жидкость.

Кувшины, ловящие мух, — это листья саррацении. Они или полулежат на земле, или вертикально поднимаются. В середине розетки из кувшинов часто можно увидеть цветонос с крупными яркими цветками.

Очень похожа на саррацению дарлингтония. Растения эти — близкие родственники из семейства саррацениевых. Оба они встречаются в Северной Америке, и если саррацении известно семь видов, то дарлингтонии только один — дарлингтония калифорнийская. Ее ловчие аппараты достигают одного метра — рекордной для растений-хищников величины. Наша маленькая росянка была бы просто незаметна рядом с огромными кувшинами-листьями, пестро раскрашенными и причудливо скрученными. Лист, завертываясь, образует наверху купол, у входа в который насекомых привлекают пурпуровый раздвоенный флажок, похожий на хвост ласточки, и много ярких желёзок с нектаром. В куполе есть прозрачный участок — своеобразное окошко, пропускающее свет. Насекомые, попав в купол, долго бьются, ища выхода, у этого окна. И уставшие, в конце концов падают в темный кувшин, на дно ловушки. За лето здесь скапливается толстый слой насекомых. Они разлагаются в густой жидкости, постепенно впитываются стенками кувшина. Птицы часто пользуются кувши-

4*