Юный Натуралист 1976-05, страница 32

Юный Натуралист 1976-05, страница 32

вается. Весь он покрыт крылышками, хитиновыми колечками. Некоторые росянки с узкими листьями очень сходны с росоли-стом.

Водные пузырчатка и альдрованда, болотная жирянка и многие другие... всего растений-хищников около 500 видов!

Почему же они хищники? Почему избрали такой необычный для растений способ питания? Давайте вспомним, где живут эти растения. Большинство — на болотах, многие непентесы — в тропических лесах, росолист — в пустыне, пузырчатка— в толще воды. Как быть росянке, растущей среди мха и никогда не дотягивающейся своими слабыми корнями до земли? Ведь у нее нет микоризы, которая помогает клюкве, багульнику, голубике выжить на болоте, получить дополнительное питание. В таком же положении саррацении и дарлингтония. А непентес? Живет он под кронами деревьев, света для фотосинтеза мало, да и корни в дуплах деревьев высасывают немного питательных веществ из скудных растительных остатков.

Вот и научились растения получать дополнительное питание, убивая насекомых. Основное, что они при этом получают, — азот и минеральные вещества. Этот источник питания для них дополнительный. Опыты Ч. Дарвина, например, показали, что росянки могут долгое время обходиться без животной пищи, но они сильно отстают в росте от своих кормленых соседок, меньше цветут и меньше оставляют семян. Дарвин, много лет изучавший изумившие его своей странностью насекомоядные растения, объяснил их хищничество как приспособление к обитанию в условиях недостатка питательных веществ. Но такой способ питания — крайность для растений, поэтому они всегда остаются небольшими и ловят мелких насекомых. А дерево или кустарник-хищник представить себе просто невозможно.

К. Глазунова

НА ФОТО:

На 26-й странице вы видите не цветы, а красные листья саррацении, которые превратились в ловчие ямы. для насекомых. У одних саррацении листья стоят вертикально, а у других, как у этой, полулежат на земле.

Переливаются на солнце прозрачные капельки на волосках листа росянки, которую вы видите на 28-й странице.

А слева — венерина мухоловка. Ее листья-капканы захлопываются быстро. Через тонкий листок хорошо видна муха, которую поймала мухоловка.

31

ОПЕРАЦИИ НА КЛЕТКАХ

(Окончание. Начало см. на стр. 9.)

одной ручкой. Кроме того, инструменты в них перемещаются в ту же сторону, что и руки экспериментатора. А в прежних приборах эти движения происходили в разных направлениях. Чтобы представить себе, насколько это затрудняло работу, встаньте перед зеркалом и попробуйте начертить на бумаге квадрат, глядя в зеркало.

Самые усовершенствованные микроманипуляторы соединены с телевизионными экранами. Это значительно облегчает проведение клеточных операций.

Клетку, предназначенную для операции, помещают в углубление стекла, куда капают питательную жидкость. Но для клетки и одна капля — громадное озеро. Излишки жидкости отсасывают микропипеткой. Теперь клетка становится более или менее неподвижной. В «ванне» не очень-то поплаваешь! Можно клетку и придержать микрокрючком. Левой рукой хирург удерживает клетку, а правой... А правой делает то, что было намечено: или выталкивает микробулавой ядро, или захватывает микропетлей ядрышко, а то и отдельную хромосому, или...

Проводят операции в стеклянных камерах с питательной средой, в которых оперированные клетки смогут потом длительное время жить.

Ученым важно не только хорошо провести операцию, но и суметь проследить за ее результатами. Никто, конечно, не в силах вести непрерывные наблюдения за клетками после операции. Да и уловить происходящие в них постепенные изменения просто невозможно. Здесь помогает киносъемка. Клетки становятся киноактерами. Кинокамера запечатлевает все, что с ними происходит. Киносъемка позволяет увидеть за несколько секунд на экране процесс, идущий в клетке часами. И наоборот, быстрый процесс может на экране быть замедленным, и в нем удается разглядеть детали, которые без киносъемки неизбежно ускользнули бы от самого внимательного исследователя.

Результаты микрургических операций ученые сопоставляют с данными, полученными при других способах изучения живых и неживых, клеток. Только многосторонние исследования и дают полное представление о клетках, составляющих организм.

М. Аспиз, доктор биологических наук