Юный Натуралист 1976-09, страница 17

Юный Натуралист 1976-09, страница 17

14

Чтобы кровь текла свободно по сосудам, в кровеносной системе нужно поддерживать давление, и весьма немалое. Стенки крупных кровеносных сосудов эластичны, как резина. Сердце растягивает их, нагнетая туда кровь. Дальше она движется благодаря тому, что чрезмерно растянутые стенки сосуда стремятся принять прежнее состояние. Даже у маленьких животных, например, у личинки стрекозы и лягушки, давление достигает 30—88 миллиметров ртутного столба. У осьминога оно 60, у крысы— 75, у человека—120—140, а у лошади даже 200 миллиметров ртутного столба.

Высокое давление крови совершенно необходимо для надежного функционирования кровеносной системы, но оно представляет и огромную опасность. В любой момент система может не выдержать, произойдет авария — разрыв в стенке сосуда. Очень важно, чтобы давление в артериях не превышало допустимых пределов. И в организме создана контрольная служба, которая пользуется манометрами, установленными в самых разных участках сосудистого русла.

Как ни внимательна служба контроля, избежать аварии, к сожалению, удается не всегда. Прорыв крупного сосуда чрезвычайно опасен. Смерть может наступить от большой потери крови или от повреждения излившейся кровью такого нежного органа, как мозг. Но даже разрыв мелких сосудов чреват опасностью, если не принять самых срочных мер по ликвидации аварии. Вот почему организму приходится держать огромную армию ремонтных рабочих.

В ремонтных бригадах аварийно-спасательной службы трудятся рабочие двух специальностей. Первая бригада— особые веретенообразные клетки — тромбоциты, вторая — молекулы белка фибриногена. И тех и других достаточно в крови. Где бы ни произошел разрыв сосуда или его ранение, что случается значительно чаще, ремонтники всегда тут как тут. Они немедленно приступают к ликвидации аварии. Им помогает аварийная служба, находящаяся в окружающих сосуд тканях. Тромбоциты — рабочие очень низкой квалификации. Что они умеют? Разве что заткнуть дырку собственным телом. Такая помощь невелика. Тромбоциты совсем крохотные клетки, всего 2—4 микрона, в 4—16 раз меньше эритроцитов. Если дыра чуть больше, сами они справиться с ре

монтом не могут. И здесь им на помощь приходит внешняя ремонтная служба. Многие клетки организма содержат фермент тромбокиназу. При ранении тромбо-киназа попадает наружу. Тромбоциты, обработанные ничтожным количеством фермента, приобретают удивительную способность слипаться, образуя все большие и большие комочки. Из одних тромбоцитов порядочной пробки создать не удается, но вторая бригада ремонтников тоже времени даром не теряет. Молекулы фибриногена под действием другого фермента — тромбина, соединившись между собой, создают длинные и прочные нити фибрина. В их сетях застревают комочки тромбоцитов и эритроциты. В считанные минуты брешь оказывается заделанной.

Если дыра была не слишком велика, а давление крови в сосуде не чрезмерное, спасательные работы на этом кончаются. Дальше вступают в дело бригады капитального ремонта. Начинается регенерация (восстановление) стенок кровеносного сосуда, а тромб понемногу разбирают, чтобы он не мешал заживлению раны.

Чрезмерное давление в сосудах иногда приносит пользу животным, даже если сопровождается разрывом кровеносных сосудов. Большинство рептилий, в том числе ящерицы и змеи, раз в году меняют кожу. Происходит это следующим образом. Старая кожа лопается на голове, шее или животе, и животное «раздевается», выползая из своей поношенной одежды. Но отчего лопается старая кожа? У змей нет конечностей, чтобы ее надорвать, да и лапы других рептилий для этого обычно не годятся. На помощь приходит кровеносная система. У жабовидной ящерицы специальный запирательный мускул пережимает один из крупных сосудов, отчего кровь устремляется в кожные артерии головы. Они переполняются кровью, набухают, и старая, потерявшая эластичность кожа лопается.

Жабовидная ящерица пользуется кровью и для обороны. В минуту опасности с помощью запирательного мускула экстренно повышается давление в сосудах головы, пока не лопнут артерии в мигательной перепонке глаз и на обидчика не обрушится душ мелких кровяных брызг.

Живой организм окружен полчищами врагов. Это болезнетворные микробы. Они могут в любом самом неожиданном месте