Юный Натуралист 1976-09, страница 57

Юный Натуралист 1976-09, страница 57

©ЙШЪ

я

'-Штттт-

ПОКОРИТЕЛЬ ГОРНЫХ КРУЧ

— Смотрите, смотрите! — неожиданно закричала студентка-практикантка Люба, показывая на скалу. — Какая находчивая коза!

Дело было в горах Сихотэ-Алиня. Мы невольно подняли головы и застыли от изумления. На самой вершине стометровой скалы-шпиля стояла... самая настоящая домашняя коза, а внизу, у подножия горы, бесновалось шесть волков.

Первый вопрос, который мгновенно возник у всех нас: как животное туда попало? Мы нацелили бинокли на храбреца и стали его разглядывать. Когда же внимательно рассмотрели виновника нашей вынужденной остановки, удивление и недоумение сменились чувством восхищения — животное оказалось не козой, а очень интересным представителем семейства полорогих — горалом.

Горал — древний обитатель гор Азии. По-видимому, в очень отдаленные от нас

времена он проник в районы современной Северо-Восточной Азии из Гималаев. Тогда климат здесь был намного теплее, а горы неприступнее. Пришлось горалу в процессе эволюции приспосабливаться к таким условиям обитания. Горал альпинист-скалолаз. И надо отдать ему должное — скалолаз он первоклассный. Горал прекрасно приспособился к жизни в скалах. А вот долго быстро бежать по ровному месту не может. Он делает высокие, но очень короткие скачки и преследователь довольно быстро его настигает.

Иное дело — родные скалы. Нередки случаи, когда преследуемый стаей волков раненый горал, спасая свою жизнь, быстро взбирался по сто-стопятидесятиметро-вой отвесной скале, затем, не боясь разбиться, прыгал вниз и скрывался в безопасном месте. Или «становился на отстой» где-нибудь в неприступных скалах и ждал, пока преследователи не уйдут.

В такой вот позе «отстоя» мы и застали горала. Наше появление явно не пришлось по вкусу серым разбойникам. Они восприняли нас как подкрепление их жертве и поспешили убраться. Горал внимательно осмотрелся; слегка, по-козлиному склонив голову набок, кивнул нам на прощание, легко спрыгнул со своего пьедестала и исчез в скалах. А мы, не сговариваясь, зааплодировали герою.