Юный Натуралист 1976-12, страница 55

Юный Натуралист 1976-12, страница 55

53

ла — сорочье стрекотание заставило и здесь все стихнуть и притаиться.

Тогда ястреб слетел на снег и забрался под густой куст. Сороки смолкли. Но ни одна из них не улетела. Они занялись причесыванием своих нарядов или приняли позы ожидания, обратившись в неподвижные черно-белые комочки.

Я стоял на другой стороне ущелья и наблюдал за добросовестной работой фазаньих сторожей. Мы с сороками ждали, что будет делать ястреб. А он ждал, когда разлетятся сороки. Наконец его терпение истощилось. Ястреб вышел из-под куста на снег и полетел вверх по ущелью. Сороки закричали, понеслись вслед, но сразу отстали. В бинокль было хорошо видно, как ястреб через несколько сотен метров сел на сук, потом опустился на снег. Пешком он забрался под густой куст. Сороки потеряли его и разлетелись по всему ущелью. Впрочем, игра в прятки не спасет пернатого волка. Едва он появится на виду, какая-нибудь из сорок заметит его. А дальше будет повторение пройденного, пока ястреб не улетит из этого ущелья в соседнее. Но там его встретят другие сороки.

Но почему же ястреб не хватает назойливых крылатых сторожей? Ведь был случай, когда вдвое меньшая, чем птичий волк, самка ястреба-перепелятника на наших глазах схватила на лету сороку и упала с ней в кусты. Потом мы нашли там только кучку сорочьих перьев. Схватить сороку ястребу-тетеревятнику ничего бы не стоило. Но, видимо, он опасается, что тогда сороки нападут на него стаей.

М. Зверев

на все ущелье взлетает яркий петух, словно нарочно бросая вызов ястребу — вот я какой храбрый, никого не боюсь, далеко меня видно и слышно! Ну и находишь потом на снегу остатки растерзанного храбреца. Хорошо, что в горах у фазанов бдительные сторожа.

По утрам на все ущелье раздается цоканье фазанов, готовых вот-вот взлететь на дерево. Им вторят на склоне гор кеклики. Перекликаются в кустах дрозды. Вдруг тревожно застрекотала сорока. Откуда-то прилетела еще одна, еще и еще. Вскоре целая стая сорок собралась около развесистой дикой яблони. А на сучке сидит ястреб-тетеревятник. Он зло посматривает на сорок желтыми глазами, полными гнева и обиды: ведь в ущелье все сразу стихло! Замолчали и забились в чащу фазаны, замолкли кеклики, разлетелись дрозды. Тревожный сорочий крик всем понятен. Напрасно хором сороки кричать не будут.

Ястреб вспорхнул и стремительно понесся вниз по ущелью. Сороки за ним, но сразу отстали: не им, тихоходам, соревноваться в скорости полета с птичьим волком. А он сел на ветку дикого абрикоса. Но не прошло и нескольких минут, как рядом уселась сорока и застрекотала. И опять к ней стали подлетать другие. Все повторилось снача