Юный Натуралист 1977-08, страница 46

Юный Натуралист 1977-08, страница 46

44

искание звания инструктора-лесовода ученик 7-го класса 27-й школы Вова Алешин, позже вступивший в Малую лесную академию при Институте леса, — и вижу, обломаны верхушки двух молоденьких березок. Жалко-то как! Неужели саженцам погибать, а нарушителей не найти?»

И вот патруль из ребят на улицах Петрозаводска. Далее в своем автореферате Вова пишет: «Задержан ученик 7-го класса 4-й средней школы. Он приманивал кормом птиц — воробьев, синиц, голубей, а потом стрелял в них из рогатки. Ученицы 27-й школы снимали бересту с молоденьких березок в городском парке.

Всех этих ребят мы пригласили на станцию юных натуралистов, показали музей природы, рассказали о том, почему нужно любить природу, что станет с планетой, если исчезнут деревья и птицы. Что это за планета, если на ней нельзя попробовать грибов и брусники? Услышать пение птиц, искупаться в водах Укшозера? Природу надо беречь.

Ребята, у нас есть мечта. Вырастить в лесах, что окружают Петрозаводск, кед-росад и рощи карельской березы. Обеспечим городские парки дубами, вязами и даже сибирским кедром. Мы хотим сделать город Петрозаводск березовым городом, городом самых красивых на земле деревьев. И за эту мечту мы боремся. Лесовод — это волшебник. Он понимает жизнь дерева и птицы, он может из крохотного деревца вырастить огромную ель. Приходите, ребята, к нам!»

Итак, прошло почти восемь лет, как Ким Александрович Андреев пришел в один из городских дворов и сказал:

— Летом мы поедем в заповедник «Ки-вач». Через некоторое время состоится научная экспедиция «Посейдон» на Валаамские острова. Вас тоже могут взять. При одном условии: мы едем работать — рыть противопожарные траншеи, очищать лес от буреломов, гасить пожары, собирать семена, окапывать, обрезать и поливать деревца. Словом, работа нелегкая, пойдете?

Пошли.

Первых было двадцать.

На участке много камней, корней, тучи комаров. Но ученые из заповедника «Ки-вач» своими нежданными помощниками были очень довольны. Как же иначе! Задания выполнялись аккуратно, травы под деревьями никто не затаптывал, ни одна ветка не сломана, ребячий зеленый патруль спас от браконьеров немало ценной рыбы и дичи.

Через год те, кто вернулся из экспедиции на судне «Посейдон», привезли с острова Валаам желуди редкого дуба че-

решчатого. Вскоре их посеяли в питомнике, а потом в парки и на улицы города Петрозаводска высадили 200 дубков. Все они прижились.

Итак, скажите, чем же «берендеи» не волшебники? Тянутся теперь к небу на берегах голубой Онеги сибирские кедры, набирают силу валаамские дубы, подрастают рощи карельской березы. С каждым годом подрастают редкие кустарники в дендрарии.

Первые «берендеи» закончили лесные вузы: Сергей Ларионов теперь работает в лесхозе, лесотехнический техникум закончили Валерий Суриков, Александр Коршунов, Валерий Медведев. А те, кто носит сейчас на рукаве эмблему с зеленой елочкой, делают все, чтоб сохранить посаженные рощи, размножить и рассадить других новоселов земли карельской.

Лес. В вершинах северная полуденная мгла. Облака, что густыми стадами идут нынче с Кольского, цепляются за колкие пики елей, рвут края о суковатые лапы дубов. Высунувшись из-под полога, смотрит на поляну елоха черная. Рядом с ней застыл в изумлении Александр Макаров, ныне студент биофака Петрозаводского государственного университета. Александр слушает, как волшебники поистине изумрудного города, одним из которых был он совсем недавно, принимают в свои ряды нового юного лесовода ученика 28-й школы Диму Клюкина.

— Стой, мальчишка, стой! — кричит дикий лесной царь Берендей. — Скажи-ка, защищал ли ты кошек, оберегал ли птиц, а сломанную зря ветку не жалко.? Туесок ягод земля дарит тебе не напрасно?

Вместо ответа Берендей слышит вопрос ученицы 17-й средней школы Маши Титовой:

— Ким Александрович, а мы скоро поедем в «Марциальные воды» на закладку нового лесопарка?

— Скоро, Маша, скоро...

Саша Макаров тихо, чтоб не нарушать праздника младших, двинулся между сосен. За ним тянулась тропинка, похожая чем-то на человеческую жизнь, с крутыми изгибами, поворотами, заметными, лишь когда человек уйдет далеко вперед.

«Как славно, что и эти ребята не будут чувствовать себя в лесу одинокими, подброшенными кукушатами, — думал радостно он, — что в лес они тоже придут не с топорами и перочинными ножами, а с ворохом подсоленного сена для зайцев, с подпоркой для молодой осинки. Нет, туесок ягод земля подарит им не напрасно».

Л. Бабиенко Рис. В. Есаулова