Юный Натуралист 1977-09, страница 57

Юный Натуралист 1977-09, страница 57

55

Внезапно раздалось злобное и угрожающее Балькино рычание. Я поднял голову, но ничего не заметил — молоденькие пушистые елочки плотной стеной стояли вокруг.

— Забери, забери скорее собаку! — где-то рядом раздался голос жены. — Забери скорее!..

Я вскочил на ноги и замер. Прямо впереди, шагах в пяти, стояла собака. Шерсть на холке и крупе поднялась вертикально, как иголки у ежа. А дальше, еще в шагах пятнадцати, над сочным подлеском неимоверно высоко виднелась массивная голова взрослого лося. Он не проявлял ни беспокойства, ни угрозы. Собачий лай словно не долетал из зеленой глубины до его большущих ушей. Глаза неподвижно смотрели на нас. Так продолжалось несколько секунд. Громким шепотом я позвал собаку. Она не повиновалась.

— Назад! — крикнул я во весь голос. — Ко мне!

Она попятилась и нехотя скрылась от лосиного взора в ельнике. Лось стоял не шелохнувшись. Мы начали медленно отступать, не спуская с него взгляда. Когда расстояние между нами увеличилось шагов на десять, зверь флегматично шагнул вперед,

раздвинул грудью заросли и восстановил дистанцию. Так повторялось несколько раз. Мы уже освоились с обстановкой и вслух рассуждали: «Может, он ручной? Может, ему хлеба дать?» Но хлеба не было. Мы отступали к дороге. Старались то спрятаться за елочки и переждать, то скрыться вовсе в зарослях от взгляда лесного хозяина. Наконец решили попробовать пойти прямо на лося — вдруг он отступит и даст нам дорогу в лес. Не тут-то было! Он стоял не двигаясь. Он ждал, чтобы мы подошли поближе. Но... мы не рискнули этого сделать.

— Пропали ягоды, — сказал я с досадой. — Надо уходить. Не пустит в лес.

Так, не солоно хлебавши, и покинули мы облюбованное место и, даже когда вышли на обочину дороги, по которой с ревом мчались машины, еще долго видели в чаще, вблизи опушки, лосиную морду. Он провожал нас, бесшумно двигаясь по лесу параллельным курсом.

Наконец широченная просека, по которой шагали высоковольтные опоры.

Лось не стал выходить на открытое место. И пока не повернуло шоссе, можно было видеть сквозь листву блестящие внимательные глаза.

М. Садовский

В МИРЕ ЖИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

(Окончание. Начало см. на стр. 31)_

(например, когда варят яйца) или от механических воздействий не расслаиваются. Скорлупа — яркий пример совместимости материалов с различными физико-механическими свойствами.

Когда в комнате становится душно, мы открываем летом окно, зимой форточку. Но можно дом сконструировать так, чтобы стены его, как скорлупа яйца (или кожица растения), дышали. Пропускали бы внутрь очищенный свежий воздух и освобождали бы наши комнаты от углекислого газа. Это вполне реальное дело. Нужно внимательно исследовать конструкцию скорлупы яйца и по ее подобию создавать «дышащие стены».

Еще одно интересное применение принципа построения конструкции скорлупы яйца. В промышленных и производственных сельскохозяйственных зданиях часто накапливается много агрессивной влаги, которая конденсируется, проникая в покрытие, нагружает и разрушает его. Изучение скорлупы яйца поможет и здесь сделать так, чтобы влага сама проходила наружу, сквозь стены, кровлю, не пропускающие в то же время осадки.

Опыт строительства на основе многослойных конструкций показал, что они далеко еще не соответствуют тем возможностям, которые мы наблюдаем в соответствующих конструкциях живой природы. Например, слоеные конструкции плохо выдерживают резкие изменения температуры, влаж-ностного режима и расслаиваются. Они в принципе защищают от дождя, но не

«дышат», как скорлупа яйца.

Тщательное исследование технологического цикла рождения скорлупы яйца поможет архитекторам создать такую же компактную автоматизированную линию по производству строительных конструкций — скорлуп.

Присмотритесь внимательно к природе — какое огромное количество форм, возможностей создания разнообразных конструкций, сделанных из различных материалов, таит она в себе. И это богатство должно стать достоянием людей — строителей, архитекторов.

Трудно сейчас сказать, какие будут дома и города будущего. Одно несомненно: архитектура и живая природа должны слиться в одно гармоничное целое.

Ю. Лебедев,

кандидат архитектуры С. Вознесенский,

кандидат технических наук