Юный Натуралист 1977-09, страница 56

Юный Натуралист 1977-09, страница 56

резу, которая росла перед самыми окнами. А другие — на те деревья, что были ближе к лесу, около самого забора.

Однажды осенью мама спросила меня:

— Зачем ты заткнул скворечник тряпкой? Там ночуют птицы. Тряпка хоть и небольшая, но она полощется на ветру, птицы боятся и не залетают в скворечник.

-— Я не залезал туда, — ответил я.

Отец посмотрел на березу:

— Кто же тогда виновник? Неужели кот Маркиз или сороки что-то искали там и вытащили тряпку? Но как она попала туда?

Стоим втроем и гадаем. Так ничего и не придумали. Я принес лестницу, залез на березу, вынул тряпку и выбросил ее. А на другой день мама искала выстиранную ею и повешенную сушиться на забор маленькую тряпицу. Она нашла ее болтающейся в скворечнике. Кто же сунул ее туда?

В следующий раз я приехал на дачу не скоро. Была зима, и выпал глубокий снег. Усыпанные снегом елки были похожи на мраморные колонны.

— А я ведь нашел проказника, — сказал мне отец за утренним чаем.

— Какого проказника? — удивился я.

— А того, кто затыкал тряпками скворечники.

И вот что отец рассказал нам. Он уже забыл об истории с тряпкой, но однажды у него пропал шарфик. Отец колол дрова. Он снял мешавший ему шарф, повесил его на сучок и забыл о нем. На другой день спохватился — нет шарфа. Стал искать — нет нигде. Шарф нашел пес Цыган. Собака долго нюхала землю, затем подбежала к забору. Она остановилась у березы, встала на задние лапы и стала ворчать. Отец взглянул вверх. Из скворечника торчал его цветастый шарфик.

Долго отец не мог выследить воришку. Наступила зима. Выпал снег. Он-то и рассказал обо всем. Это была белка. Он заметил, как она скрылась в ветвях дерева. Отец не стал тревожить ее, но, когда белка ушла в лес, осторожно осмотрел все птичьи домики. Оказывается, в двух из них были беличьи кладовые, в третьем — гнездо.

Летом и осенью птицы ночевали в лесу и не залетали в скворечники. Ближе к зиме стало холоднее, и птахи воспользовались теплым жилищем. Белка забеспокоилась. Могли пострадать ее зимние припасы. И она нашла тряпицу и засунула ее в отверстие. То ли хотела запасы прикрыть, то ли птиц напугать.

В. Афанасьев

СТОРОЖ

До места мы добрались довольно скоро. Птицы закончили утренний концерт. Роса сошла на открытых местах. В лесу еще не стало душно, да и облачка порой прикрывали от горячих лучей землю.

Первые ягоды звонко ударились о дно ведерка, закатились в угол лукошка. Наша собака Балька прошуршала рядом и убежала вперед.

Я не большой любитель собирать ягоды: обычно принимаюсь резво, а через полчаса, когда начинает ломить спину, усаживаюсь на мягкую почву и лениво обрываю по одной ягодке. Дочка то и дело спрашивала меня, синий ли у нее язык, синие ли губы, так что r лукошко мало что попало.

Незаметно я отдалился от своих попутчиков, переползая от куста к кусту, не поднимая головы. Изредка подбегала собака и, горячо подышав над ухом или шлепнув по щеке языком, снова убегала.