Юный Натуралист 1978-08, страница 19

Юный Натуралист 1978-08, страница 19

Купание

Съемку очередного участка начинали с того, что бригада разбивала лагерь и из него топографы выходили в ближние и дальние маршруты по квадратам. В лагере оставалась одна Тася-картограф, она вела все хозяйство.

Тася поднималась раньше всех и готовила Завтрак. В то утро Тася, придя на речку за водой, увидала забавную сцену: мама-медведица устроила своим деткам баню. Ухватив за шиворот одного медвежонка, она вошла с ним в речку. Медвежонок висел, как котенок, безвольно опустив лапы. Вся его поза выражала полную покорность. Он и не подозревал об ожидавшей его ледяной купели. Мамаша макнула медвежонка. Он дико завизжал. Затем медведица принялась полоскать его, как женщины в деревне на речке полощут белье. Медвежонок захлебывался ревом и водой, но мама продолжала стирку своего дитяти. Второй медвежонок, повизгивая, метался на берегу, потом спустился к самой воде,. но в речку не полез. Наконец то ли медведица сама выпустила медвежонка, то ли ему удалось вырваться из ее цепких лап, но он, вздымая каскады брызг, бросился на берег, не переставая жалобно и обиженно визжать. Второй было тоже ударился за ним в кусты, но грозный рык мамы остановил его. Он припал на лапы, потом лег покорно на спину и со страхом ждал своей участи. Медведица ловко подхватила его, и вся процедура купания повторилась сначала.

После купания медвежье семейство устроилось на солнышке, медвежата грелись, обсыхали, мама-медведица старательно вылизывала медвежат, а те довольно урчали. Даже издали было видно, как заблестела, заискрилась на солнышке чистая шерстха на пышных шубках медвежат.

В. Кочетов

Небесный поединон

Рыбачил я как-то на берегу таежной речки. К полудню клев прекратился, я собирался уже уходить, но вдруг меня привлек ястреб. Он камнем упал на светлую отмель, вытащил рыбину и понес к берегу.

Но тут откуда ни возьмись из расщелины утеса вылетел сокол-сапсан. Загребая воздух сильными крыльями, он в несколько секунд настиг соперника.

Все это произошло в пятидесяти метрах от моего шалаша, и я стал невольным свидетелем этого необычного поединка.

Сокол-сапсан когтями и клювом долбил ястреба. Каждый его удар как' бы говорил: отпусти добычу, она не твоя! Ястреб, который размерами и, естественно, силой уступал сопернику, до последнего не хотел отдавать рыбину. Наконец он не выдержал натиска противника, и я увидел, как рыбина шлепнулась на мокрый песок.

А ястреб, теперь освободившийся от груза, стал стремительно улетать в сторону синих сопок, подгоняемый воинственным клекотом сокола-сапсана, который в порыве погони не обратил внимания на рыбу.

Так и улетел ястреб, посягнувший на чужие владения, ни с чем.

Когда птицы скрылись из виду, я заметил, как к берегу, где лежала рыбина, прибежала лиса. И не успел я еще выйти из шалаша, плутовка уже скрылась в чащобе с чужой добычей.

Н. Красильников

3 «Юный натуралист» N° 8

°Пyvtf^

Фото В. Гуменюка Рис. В. Федорова