Юный Натуралист 1978-08, страница 22

Юный Натуралист 1978-08, страница 22

<f «к * *

, школа 'w • О1ЕД0-<\

ПЫТ^^Л

^ Й -Г. •

13 си

След бобра.

Август — пора увядания лета, время созревания плодов. Уже поднялись на крыло многие птицы. Глухари, тетерева, куропатки ' хотя и держатся еще выводками, но птенцы их уже умеют неплохо летать.

Август — время утренних туманов и обильных рос. Но самая сильная роса уже не поставит нас в затруднительное положение. Наоборот, она поможет определить свежесть следов. Крупные следы на болоте, где растет много вахты трехлистной, скорее всего принадлежат лосю. В траве на зарастающей га-

Этот подосиновик грызла белка.

ри или вырубке можно наткнуться на наброды тетеревиного выводка. На лесных полянах и среди редколесий вы почти наверняка увидите обширные, перекопанные кабанами участки. Остановитесь около них: ведь очень интересно узнать, какими корешками, клубнями или луковицами кормились здесь дикие свиньи, каких насекомых или их личинок доставали из-под земли. А если пойдете по грибы, не забудьте поинтересоваться, кто, кроме людей, любит лакомиться подосиновиками и подберезовиками, сыроежками и груздями.

Вот крепкий молодой подосиновик. На краю его шляпки какой-то зверек оставил следы своих крупных резцов. Это не могла быть полевка, хотя и она любит грибы, — зубы значительно крупнее. Значит, грибом лакомилась белка. Она заготовляет грибы на зиму: в беличьих гнездах находили до 600 граммов грибов. Мышевидные грызуны предпочитают сыроежки и подберезовики, а подосиновики и белые не очень любят. Грибы охотно едят и кабаны, и домашние животные — коровы и свиньи.

Позже, осенью, шляпками опят любят лакомиться олени.

На лесных речках теперь нередко можно встретить бобровые плотины, заготовленные зверьками зимние корма, хатки и отпечатки преимущественно задних бобровых лап на влажной земле. В спокойной обстановке бобры могут передвигаться только на задних лапах, и на них в основном приходится вся тяжесть тела. На задних лапах бобры подолгу сидят, когда передними тщательно расчесывают свои шубы после купания. Отпечатки задних лап пятипалые, похожие на отпечатки человеческой руки. Сходство это усиливается тем, что перепонки между пальцами всегда отпечатываются.

Бобровые плотины, сооруженные из плотно уложенных веток, невозможно спутать с какими-нибудь другими сооружениями: человек делает временные мостики из толстых ветвей или стволов деревьев, а если завал ветвей нанесен течением, он всегда более рыхл. Ни временный мостик, ни завал не образуют плотину и не запруживают речку.

Другое дело — заготовки. Плавающие в воде обрезки осиновых стволиков выглядят аккуратно обрубленными топором на конус. Только приглядевшись внимательно к срезам, вы обна-

След большого тушканчика. <

kh

«С"

Рис. В. Гудкова