Юный Натуралист 1978-10, страница 20

Юный Натуралист 1978-10, страница 20

18

Нам улетали журавли

Приход новой весны старики отмечали не по календарю, а с того дня, когда трубные звуки из самой сини неба возвещали о прилете первой журавлиной стаи. Наверное, ни один из моих сверстников не ждал так даже подарков в новогоднюю ночь, лишь бы услышать первому из всех ребят прилетную журавлиную песню. Помню, как бегал я на косогор за кладбищем и подолгу стоял, глядя вдаль: «Не летят ли?!» И как трепетно было на сердце, как щипало внезапно глаза, когда из-за вершин деревьев вдруг показывался ровный треугольник и знакомое «кур-лы, кур-лы», точно привет из далеких стран, неслось на землю!

С прилетом журавлей оживали лес и болото, выгоняли на двор застоявшийся за долгую зиму скот, начинались работы в поле.

И люди, и большие умные птицы трудились рядом от зари до зари, занимаясь каждый своими делами. С ранней весны и до поздней осени журавли проводили время в заботах о потомстве. А когда журавлята подрастали, все население журавлиной колонии собиралось в стаю, и старые принимались обучать молодых, готовя их к перелету.

Они улетали обычно рано утром, лишь только всходило солнце. Прощальные их стоны были слышны по всей округе. Кур-лы, кур-лы, кур-лы... Им и самим, видно, совсем не хотелось покидать родные гнезда, так полюбившиеся болото и мокрый луг, где плясали и пели влюбленные пары в веселых свадебных играх.

Поднявшись над деревней, они долго кружили, плавно набирая высоту, будто раздумывали: «А может, не пора еще?!» Но голод и холод гнали их из родных мест. Сделав последний круг, они трубили все разом прощальный куплет, больше похожий на всхлипывание, и, выстроившись клином, исчезали за лесом.

В. Скопцов

Осенние россыпи

Осень — пора особая. Задумчивость и грусть, покой и старческая мудрость мнятся в засыпающем лесу. Я брел по лесной тропинке и поражался: как это природа с такой пестротой, разноцветьем и яркостью красок ухитряется быть скромной, неброской.

Зима — это графика. Черное и белое. Больше ничего.

Лето красное. Не из-за цвета, конечно. Цвет здесь ни при чем. Много ли найдете красного летом? Так, отдельные цветочки. Ну, зорька на небе, отражение ее в воде, да по вечерам и утрам красное солнце — предвестник ветреной погоды. Название пошло от жары: в знойный полдень кажется, будто все окружающее излучает тепло, как раскаленное докрасна железо.

Весна расцветает, как молодость. Весной даже самая, казалось бы, невзрачная травинка, неприметное деревце умеют показать себя, выделиться.

Я беру не черемуху, которую белый цвет и вечерний запах выдают за сотни шагов, а поскромнее, скажем, рощицу из берез и осин. Все одинаково одеты в зеленые листочки. Цвет-то один, но посмотришь — стоит на опушке молоденькая березка, и платьице ее тоже зеленое, но она ведь цветет, светится и лучится жизнерадостностью.

А осенью даже яркая цветовая гамма выглядит блекло. Знать, ее возраст не спрятать и под самым богатым нарядом.

А. Пашук