Юный Натуралист 1979-02, страница 17

Юный Натуралист 1979-02, страница 17

пряда». Вот какая сложная задача! Даже объяснить ее нелегко.

Если задачу такую решать обычными методами радиационной селекции в надежде на случайные, нужные нам перестройки хромосом, то она практически неразрешима. Необходимо было четко разобраться: что именно должно произойти в хромосомах, какие перестройки нужны в них, чтобы получилась нужная порода насекомого. Иначе потребовалось бы провести миллионы опытов по облучению яичек, по отсортировке потомства — да еще и не поймешь, какое потомство отбирать. И Струнников сел за расчеты. На бумаге он прикинул, какие изменения в хромосомах надо сделать, чтобы получилось искомое. И вот что особенно интересно в современной генетике: ученый прежде вычислил породу шелкопряда, следуя подчас сложнейшей логике, рассуждая по принципу: «что произойдет, если ген от одной хромосомы перейдет на другую...» И так далее, и так далее. Он построил «чертежи» всех необходимых генетических пересадок и перестановок. И лишь после этого принялся за работу.

На все эти перестройки наследственного аппарата тутового шелкопряда специалисты под руководством Струнникова затратили несколько лет. И порода была выведена. Это явилось большим достижением генетики. Природа сама на такое была бы неспособна!

Способ получения этой породы был запатентован за границей. В нынешней пятилетке более 70 процентов всего шелководства нашей страны должно перейти на работу с новым гибридом шелкопряда мужского пола. Но ученые не успокоились и составляют «чертежи» еще более хитроумных хромосомных перестроек для получения новых пород шелкопряда.

Вернемся теперь к началу нашего рассказа о генетике. Да, теперь уже «ясно, что ме

тодами генетики можно вывести новую форму насекомого. Из вредного сделать безобидное.

«А можно и больше,—говорил профессор Струнников. — Можно вывести, как и у тутового шелкопряда, такую форму вредного насекомого, чтобы при его скрещивании со своими сородичами все их женское потомство погибало. Постепенно насекомых будет все меньше и меньше. Пока, наконец, вредитель не перестанет существовать в природе как вид».

Способ, с помощью которого можно осуществить такую работу, — тот же, что использовал профессор Струнников. И люди смогут избавиться от многих вредных насекомых, уничтожающих сейчас почти добрую треть всего урожая сельского хозяйства. Лиха беда начало. Ученые уже приступили к такой работе. Специалисты Всесоюзного института защиты растений начали уже «выводить» такую форму гусеницы — яблонной плодожорки, которая должна будет сама себя уничтожить.

«Нет ничего невозможного, чтобы любой из многих сотен генов насекомого, ответственный за какие-то признаки, пересадить на другие хромосомы, — говорил В. Струнников.— Нет ничего невозможного в том, чтобы осуществить в принципе любую нужную нам мутацию и тем самым сделать такие изменения свойства насекомого, в которых человек заинтересован. Такие операции можно сделать практически с любым насекомым. Это может быть и бабочка, и пчела, и жуки, и осы...»

Фантазия рисует нам самые удивительные перспективы использования методов современной генетики для создания нужных человеку насекомых, а в будущем и рыб, и птиц, и домашних животных. Завтрашний день так часто опережает мечту!

В. Истомин Рис. В. Перльштейна