Юный Натуралист 1979-03, страница 22

Юный Натуралист 1979-03, страница 22

20

ВОСПИТАЙ ДРУГА!

в декабрьском номере журнала за прошлый год мы поместили статью Бориса Рябииина, в которой он отвечал на многочисленные вопросы юных читателей об отношении к нашим четвероногим друзьям. Редакция получила много откликов на эту статью. Мы познакомили с ними Бориса Степановича, и сегодня он еще раз возвращается к этой теме.

Письма, письма. Взволнованные, искренние, интересные. Я рад, что мое выступление вызвало такой горячий отклик у ребят. Впрочем, опять предоставим им слово.

«Все очень любили Джульку, и он нас тоже любил. Но однажды мы пошли с мамой в магазин и забыли закрыть дверь, он выбежал. На улице его задавила машина. Я думаю, что, когда вырасту, пойду в Морфлот, но не знаю, берут ли тудэ собак», — пишет Сережа Пьянков из Кемеровской области.

Еще один такой же пример. Осуществилось желание Лены Ананьевой из Нижнего Тагила: в доме появился щенок. Ему уже полгода. И вдруг он исчез. Потеряли. Осталась лишь фотокарточка. «Каждый вечер я отпускала его бегать без поводка на несколько часов. Однажды он не вернулся». Лена льет слезы. А кто виноват? Чей недосмотр? Плох тот хозяин, который отпускает собаку бегать без присмотра. Это кончается всегда одним: собака теряется.

Потеря собаки всегда большое горе. У свердловчан Макаровых их Джон потерялся при таких обстоятельствах. Ната

ша, дочь, пошла в магазин, Джона привязала у входа. Вышла — Джона нет. Люди сказали, что какой-то длинноволосый парень отвязал и увел. Теперь мать и дочь не найдут себе места.

Вообще одно из главных зол — хозяйская невнимательность. За щенком (да и взрослой собакой) нужен глаз да глаз. Недоглядишь — обязательно что-то случится. Вышел на прогулку — следи, чтоб не попала под машину, не кинулась драться со встречной бродяжкой. Собака не должна лезть к прохожим, надоедать соседям, лаять в подъезде, поднимать шум по ночам. Собака должна быть воспитанной. Нежелательно оставлять дома щенка одного подолгу: будет визжать, скулить, плакать и тем вызовет недовольство жильцов. Он же маленький, боится. Вырастет — тогда не будет. Тогда сам будет сторожить дом.

Ирина Тайзулина сдала своего Грифа в армию добровольно, по собственному желанию. «Так как я его брала в Тагильском клубе бесплатно, чтобы потом вырастить и сдать. Эти строчки я не могу писать без слез. Мне пишут про Грифа, как он задержал девять нарушителей границы, как был ранен в голову, в заднюю лапу. У него сейчас 15 медалей и 6 жетонов...»

А что же сказать, если собаку отняли насильно, обманом?

Но хватит о потерях. Есть еще одна большая тема, мимо которой пройти нельзя.

У Оли Кобрылевой из Нижнего Тагила уже есть четвероногий друг — дворняжка Дружок, но она хочет завести овчарку.

«Дружок у меня самое любимое существо. — пишет она, — я ни на что его не променяю. Он знёет у маня много команд: «сидеть», «лежать», «стоять», «ап-порт», «чужой», «охранять». Дружок встречает и провожает нас. Если кого-либо долго нет, он бегает от двери к окну, скулит, но стоит постучать — обрадуется, прыгает, старается лизнуть в лицо. В лесу он зорко следит, чтоб никто не отставал. Один раз в саду я обрезала «усы» у клубники, Дружок подошел, посмотрел и стал держать зубами листья, помогать