Юный Натуралист 1979-03, страница 49

Юный Натуралист 1979-03, страница 49

Сойни

В прошлом году была ранняя весна.

В конце февраля наступили теплые дни. Прилетели скворцы. Сойки начали проявлять беспокойство. Им казалось что-то не так: давно наступила пора обзаводиться домом, а деревья в лесу стоят без листьев.

Пара соек зачастила на территорию бывшей сельскохозяйственной выставки на площадку, ранее облюбованную скворцами, где на стволах дубов развешаны были скворечни.

Казалось бы, делать им здесь нечего. Место для них неподходящее. Здесь суетно: по утрам люди торопятся на работу, и людно по вечерам — это излюбленное место для прогулок. И самое главное, всякий раз, как только появлялись сойки, скворцы поднимали крик, предупреждая об опасности. Сойка — птица хищная и не брезгует полакомиться зазевавшимися скворчатами, которых ловко вытаскивает из скворечни.

И все же что-то привлекало соек. Оказалось, кипарис. Он хотя и невысок и расположен на бойком месте, вблизи от прогулочной дорожки, но весь покрыт густой хвоей, и сойки решили здесь свить свое гнездо. Оно будет скрыто от любопытных.

Вначале казалось, что это запасной вариант. Но время шло. Листья на деревьях не появлялись, и сойки приняли окончательное решение гнездоваться на кипарисе.

Вскоре самка села на яйца. Она боялась даже пошевельнуться в гнезде, чтобы не выдать себя. Но ее длинный хвост предательски торчал в прогалине между ветками.

По утрам на короткое время появлялся из лесу самец. Он с независимым видом облетал соседние дубы,' проверяя, нет ли поблизости опасности, а затем оказывался вдруг внутри кипариса. И тотчас же на вершине дуба появлялась сойка-мама.

Затем соек не стало видно. Уж не случилось ли чего? Как-то в полдень, проходя мимо кипариса и стараясь не обратить внимания прохожих, я стал присматриваться: где же гнездо? В это же время с противоположной стороны так же осторожно подходит девочка лет восьми и говорит папе: «Только, пожалуйста, не напугай птиц!» Ну и тайна!

Обнаружив друг друга, не сговариваясь, уходим в разные стороны. Остается чувство такое, как будто что-то сделано не так, как надо. Оставили совершенно беззащитных птиц. Мы-то приходили с добрыми намерениями. А как другие? Смогут ли сойки благополучно сохранить свое потомство?

Г. Левин

47

ДОНСКАЯ ЧАША

Окончание. Начало см. на стр. 36

леса без применения ядохимикатов? Допустимо ли собирать в полезащитных полосах опавшую листву для хозяйственного пользования? Чтобы правильно ответить на подобные вопросы, ребятам приходится не только много читать специальной литературы, но и. проводить большую практико-опытни-ческую работу. Дело это нелегкое, но зато весьма полезное: в поисках ответов ребята обогащаются особыми знаниями, крайне необходимыми для плодотворной работы по озеленению.

Серьезно изучив состав и структуру городских почв и отобрав сорта различных плодовых деревьев, обладающих повышенной жизнеспособностью, ребята только за два последних года успешно заложили в городах и поселках 165 гектаров садов, используя под них пустыри в жилых массивах и так называемые остаточные земли — небольшие участки, оказавшиеся незастроенными при возведении разных хозяйственных сооружений. Яблони, груши, сливы, вишни, грецкий орех, абрикосы и другие теплолюбивые деревья заполняют сегодня эти земли, которые еще совсем недавно раздражали глаз своей серостью и отталкивали от себя крайней неухоженностью. Подлинно цветущая жизнь пришла нынче на многие пустыри.

Деревья растут хорошо. Считаем, что эксперимент идет нормально.

Да, деревья растут. А вместе с ними растут и их хозяева.

И по воле их то здесь, то там на скучных пустырях городов и сел Дон-щины ежегодно появляются и идут неудержимо в рост все новые и новые зеленые островки из самых разнообразных деревьев, обретая постепенно форму садов, скверов и парков, которые, слившись в грядущем в одно целое, обязательно превратят города и села донского края в цветущие оазисы. Вот так же из отдельных ягод складывается виноградная гроздь, а из гроздей получается неповторимо прекрасный куст «донской чаши», вобравшей в себя благодаря трудам и мудрости человека все лучшие соки земли и сладкое золото солнца.

И. Пономарев