Юный Натуралист 1979-03, страница 6

Юный Натуралист 1979-03, страница 6

Где зимуют птицы?

Воронежский государственный заповедник был создан в 1923 году, одним из первых, по декрету В. И. Ленина.

Велика и многогранна научная и природоохранительная работа коллектива заповедника.

В последние годы в этой работе принимает посильное участие юннатская группа заповедника. Руководят юннатами сотрудники научного отдела, и на счету ребят немало интересных и полезных дел. Особенно увлеченно проходит летнее и зимнее кольцевание птиц. Разве неинтересно узнать, кто же заселил вывешенные в День птиц дуплянки и куда улетают окольцованные ребятами птенцы-слетки?

Здесь не только познается разнообразие орнитофауны родного края, но и делаются первые самостоятельные биологические наблюдения. Так, например, юннаты с удивлением обнаружили дуплянку, где заботливые большие синицы выкормили не только ораву своих синичат, но и скворчонка.

Дело в том, что в первые дни прилета скворцы нередко бросают кладку, и дуплянку занимают вертишейки, большие синицы. Видимо, такое благоприятное стечение обстоятельств и помогло появиться на свет скворчонку-приемышу.

В зимнее время наряду с систематической подкормкой вновь проводится кольцевание, на этот раз зимующих птиц.

Оказывается, наши постоянные посетители кормушек — синицы, поползни тоже совершают миграционные кочевки, представляющие несомненный интерес для науки.

Во время осенней кочевки две большие синицы, окольцованные ребятами в заповеднике, были пойманы через 16 дней в южных районах области. Еще более дальний залет большой синицы был в 1963 году, когда птица, окольцованная в заповеднике, была поймана в городе Щигры Курской области.

Во время весенней кочевки этого года учащийся 4-го класса Саша Федюнин поймал синицу лазоревку, которая была окольцована два года назад в поселке Сомово Воронежской области.

По данным дальних возвратов, имеющимся в архиве заповедника, известно, что окольцованных здесь скворцов ловили в Африке, грача — в Венгрии, летучих мышей — в Болгарии и Греции.

В. Лавров

Мариннина медаль

Одна из дорог Оренбуржья вела нас в деревню Крючково. Встречный шофер пояснил, что она стоит где-то там, в низине.

У первого деревенского дома мы спросили о Коваленко.

Отвечают:

— Считай полдеревни у нас Коваленко! К старшему ступай. К Константину Митро-фановичу!

Если идти улицей, дом Константина Ми-трофановича последний.

Если полем — первый. Из окна в борозду зерно можно бросать. Рядом дома и выше, и резьбой краше. Но первый дом на селе у деда Константина и по счету и по существу. Узнал я об этом, правда, позже. От односельчан...

— Ты, сынок, — говорит Константин Ми-трофанович, показывая мне фотографии 30-х годов, — и тракторов таких не видел. Вот уж мука была. Слабенький, капризный, сутками под ним валялся. Это корреспондент меня снимал. А рядом, видишь, по росту выстроились мои сыновья. Ровно семь! Так и крутились у трактора, не отгонишь. Прихожу однажды домой, а они мою старую промасленную куртку деловито так в сенях по очереди примеряют. Вот чудаки!

Показываю Константину Митрофановичу