Юный Натуралист 1979-06, страница 41

Юный Натуралист 1979-06, страница 41

39

для него и стол и кров, здесь оно размножается, выкармливает потомство, готовит его к трудной самостоятельной жизни в природе.

Мальчишки и девчонки встречаются в лесу чаще всего с птицами. Взрослая птица, вспугнутая человеком, взлетит и сядет на дерево повыше, оповещая тревожным криком, что в их владениях появился враг. А что делать нелетному птенцу, только что покинувшему гнездо вместе со своими собратьями и затаившемуся в лесных травах? Ведь многие ребята не знают, что почти у всех птиц, особенно гнездящихся открыто, не в дуплах, птенцы оставляют гнездо, еще не умея как следует летать, покидают его дружно. Рассыплются слетки живыми комочками недалеко от своего гнезда и затаиваются в лесных травах, кустиках. Но не думайте, что малышей бросили. Еще день-другой, до тех пор, пока птенцы не поднимутся на крыло и не соберутся стайкой на ветвях деревьев или кустарников, родители кормят их. Подлетят и особым звуком, часто мы его не слышим, подают сигнал, на который птенцы отвечают писком. Ничего этого не зиают юные путешественники. Идут смело, не разбирая дороги. Наткнутся на птенца — вспугнут. Тот, естественно, пытается спрятаться: трепещет крылышками, отбежит в сторону. И вместо того, чтобы отойти как можно быстрее от этого места, чтобы не вспугнуть весь выводок, не подавить птенцов нечаянно, ребята кидаются вслед за слетком и стремятся поймать его. А поймают, несут домой, считая, что сделали доброе дело.

Самое печальное в этом то, что ребята искренне считают, что нашли птенца! А как можно «найти» животное в собственном доме — в природе, где его никто не терял и оно само тоже не терялось? Принесут птенца домой — в городскую квартиру или лагерь — и пытаются кормить, поят водой, а он ее ни разу не пил и не знает, что это такое. Птенцу хватало той влаги, которая есть в масекомых. Тогда пытаются напоить птенчика искусственно, вливая ему воду изо рта в клювик, а потом удивляются, когда он от такой заботы погибает.

Естественно, ребята пишут в редакцию о происшедшем. Например: «Я нашла замо-рыша-чибисенка, взяла его домой. Чем его кормить?» Здесь, что ни слово, то биологическая ошибка. Чибисята — не заморыши. Просто птенцы чибисов, покидая гнездо, слабо оперены и у них действительно, с «ашей точки зрения, жалкий внешний вид. Или: «Я нашел (опять «нашел»!) молодого орленка, которого бросили родители, взял его домой, хочу сделать из него домашнюю птицу, но не знаю, чем его кормить, а хлеб он не ест».

Пишет мальчик и не понимает, что он

просто стащил из леса слетка полезной хищной птицы, что птенец сидел и ждал, когда прилетят родители с кормом. Конечно, не знал мальчик, что с 1964 года все хищные птицы нашей страны признаны полезными и не только ловить их или стрелять не положено, но и нельзя разорять гнезда и тем более брать птенцов для выкормки домой. И уж естественно, домашняя птица из орла или какого другого пернатого хищника не получится. Помните, ребята, что все хищные птицы в природе — это истребители вредных грызунов, больных, ослабленных животных. Кроме того, некоторые из них прямые пожиратели разного рода падали.

А вот любопытное письмо девочки из Новосибирска. «Я часто беру на воспитание маленьких птенцов, расскажите, как создать им такие условия, чтобы они не отказывались от пищи, как и чем их кормить. Это будет интересно не для меня одной, многие не знают, как обращаться с такими птенцами!» И невдомек этой маленькой любительнице птиц, что птенцы совсем не нуждаются в ее заботах и брать их из гнезда, чтобы выкормить дома, недопустимо.

Некоторые письма содержат прямую претензию к журналу: почему это на его страницах яе рассказывается о том, как выкормить «найденных» в природе птенцов, чем кормить взрослых птиц, посаженных в клетки! И что странно: почти все эти письма начинаются словами: «Я очень люблю птиц...» А дальше вопрос: как содержать в неволе синиц, коноплянок, чижей, чечеток, щеглов, то есть птиц наиболее полезных для нашей природы?

Часто птенцов, которые выросли (иногда!) дома, выпускают на свободу. Казалось бы, поступок благородный, но незнание биологии птиц почти всегда приводит их к гибели. В старые времена существовал такой обычай: выпускать весной птиц из клетки. Выпускали их в лесах и просто в городских кварталах, и, конечно, птицы, отвыкшие от жизни на воле, погибали в первые же сутки своей свободы. Дело тут в том, что не каждую птичку можно выпускать. Птенцов, взятых для выкормки, выпускать вообще нельзя, они не знали жизни в природе, поэтому не смогут приспособиться к ней. Если в клетку были посажены взрослые птицы и держали их там зиму, таких птиц можно выпустить в лесу или в парке: они буквально через несколько минут после выпуска вспоминают свои прежние привычки. Птиц, которых держали в неволе более года, выпускают по-иному: клетку с ними выносят несколько дней подряд в сад, на балкон, ставят на подоконник, чтобы они зрительно ознакомились с окружающей местностью. Потом, дней через