Юный Натуралист 1979-12, страница 46

Юный Натуралист 1979-12, страница 46

45

меня на ладонях, глядя на новую для нее обстановку.

Белка слушала шум леса, и в ее памяти всплывало, наверное, детство — родное дупло, подружки, резвясь с которыми она носилась по деревьям. Сердце забилось как воздушный шарик на ниточке, и потянуло ее с непостижимой силой в это безбрежное море зелени, знакомых волнующих запахов и голосов. Она прыгнула на ствол ближайшего дерева, поднялась на ветку, оглянулась на нас, дернула несколько раз хвостиком, как бы прощаясь, и исчезла в зеленой кроне березы.

Олег Туманов

ВОЗВРАЩЕНИЕ

В ВОДУ

Вот уже несколько лет на Гребном канале в Ленинграде проводятся необычные занятия. Дважды в неделю приходят сюда со своими хозяевами большие черные собаки редкой породы. Их родина — далекий остров Ньюфаундленд у берегов Северной Канады.

Две породы собак на протяжении нескольких столетий были окружены славой спасателей: сенбернары и ньюфаундленды. Одни спасали людей от снежных обвалов, другие — в воде. Об их подвигах ходили и ходят легенды. Казалось бы, только это и роднит собаку из Швейцарских Альп и собаку с канадского острова, отделенного от Европы океаном. А между тем они действительно родственники, и не только потому, что в крови длинношерстных сенбернаров текут и капли крови ньюфаундлендов. Большинство современных кинологов считает, что предки ньюфаундлендов — догообразные собаки, к группе которых относятся и сенбернары, — в XI веке на ладьях викингов Лейфа Эриксона попали на Ньюфаундленд и там вместе с собаками коренного населения — индейцев и эскимосов — положили начало этой породе. Конечно, это всего лишь гипотеза. Один из зоологов, специалист по происхождению домашних животных, как-то заметил, что говорить с достоверностью о происхождении современных пород собак мы можем лишь на основании записей в племенных книгах. Но... X, XI века, деревянные ладьи викингов... Какие уж тут племенные книги!

Так или иначе первые белые поселенцы уже застали на острове предков этих собак.

Шли годы. Моряки с многочисленных кораблей, посещавших Ньюфаундленд, стали привозить в Европу диковинных черных и черно-белых собак и необыкновенные

рассказы о них. И действительно, тут было что послушать.

Рассказывали, что, когда богатые рыбой бухты перегораживались огромными сетями, собак посылали в воду, и они, ухватившись зубами за поплавки, помогали рыбакам вытаскивать улов. Если у берега какой-то рыбине удавалось ускользнуть из сети, то собаки ныряли вслед за ней и доставали ее.

У ньюфаундлендских собак было неудержимое стремление «спасать» все, что, по их мнению, не принадлежит морю. И лишь вытащив подопечного на твердую землю, они успокаивались, оставляли его и вновь возвращались в воду. В гаванях ньюфаундленды иногда весь день плавали вокруг кораблей и доставляли на берег всякий упавший за борт предмет.

Неудивительно, что эти собаки быстро приобрели популярность в Англии, Франции и других европейских странах.

Черно-белые ньюфаундлендские собаки становятся излюбленными героями картин известного английского художника-анималиста Эдвина Лендзира. «Достойный член спасательной команды» — так называется одна из них, изображающая ньюфаундленда. И редкий случай в истории собаководства — по фамилии художника черно-бе-лые ньюфаундленды получили название «лендзиров». А с 1959 года решением Международной кинологической федерации лендзиры признаны отдельной породой.

До Великой Отечественной войны ньюфаундленды к нам попадали случайно. Настоящая работа с ними началась в нашей стране в конце 60-х годов и сейчас сосредоточена в основном в Москве, Ленинграде и республиках Прибалтики. С ньюфаундлендами занимаются в клубах любительского и служебного собаководства. А служебная собака, как известно, должна иметь свою рабочую «специальность» и сдать экзамены по этой специальности. И хотя ньюфаундленды от природы очень добры, их дрессировали по защитно-кара-ульной службе, где от собаки требуется злобность и недоверчивость к посторонним Тогда-то работники и активисты Ленинградского клуба служебного собаководства ДОСААФ решили вернуть ньюфаундлендам их прежнюю «профессию» — спасателей-водолазов. В 1975 году начали занятия первые ньюфаундленды — Нимбус, Цензор, Отто.

Вырабатывалась методика обучения, определялся круг приемов, входящих в новую службу. И через год прошла обучение и сдала испытания по службе «Спасание на водах» уже группа из семи собак. Водолазами называют ньюфаундлендов, но ведь умение плавать у них не врожденное, и учиться этому им приходится так же, как и другим собакам. К тому же на занятия