Юный Натуралист 1980-04, страница 42

Юный Натуралист 1980-04, страница 42

40

зрение, причем он хорошо видит в, казалось бы, непроглядной тьме. При своей яркой окраске суперкошка великолепно маскируется на местности. В редком чистом лесу можно пройти мимо неподвижно лежащего зверя в нескольких метрах и не заметить его. Он незримо крадется даже в траве высотой в 30—40 сантиметров, как бы вжимаясь в землю. Особенно хорошо маскирует его окраска осенью или в засуху, когда повсюду желтые и бурые листья и пожухлые травы.

На дереве неподвижно лежащего в развилке или на толстом суку леопарда не может заметить часто даже опытный и зоркий местный охотник —- до того зверь сливается с общим фоном коры дерева, мерцающего в солнечных бли-

Пантера.

ках. Лишь хвост выдает суперкошку: она забывает о нем, и он свисает, а когда зверь волнуется, кончик хвоста шевелится.

Как и тигр, леопард испытывает непреодолимую ненависть к шакалам, волкам, собакам и страсть к их мясу.

Добычу средних размеров крупный голодный леопард может съесть за два дня, а сытому ее хватает почти на неделю. Несъеденное прячет про запас. В Африке и Южной Азии этот зверь, опасаясь шакалов, гиен и прочих любителей поживиться чужим, обычно затаскивает свою добычу на скалу или в развилок крупного дерева и здесь же устраивается сам.

Но вот еще загадка: доедает леопард свою крупную добычу на четвертый-пя-тый день, когда она уже зловонна. Не гнушается и падалью. А если добычу во время его отсутствия отведает другой хищник, леопард к ней уже не притрагивается. Гордость? Брезгливость? Неизвестно.

Леопард — гроза обезьян. Мартышки, шимпанзе, да и вся обезьянья родня панически боятся не только живого хищника, но даже его ободранной шкуры. Что поделаешь: им от его стремительных бросков не всегда удается спастись даже на деревьях. Когда суперкошка шествует по лесу, обезьяны, забравшись на вершины деревьев, поднимают невообразимый гвалт. Павианы — крупные, смелые и сильные обезьяны — постоянно остерегаются леопарда: стадо на переходе держит круговую оборону, а на кормежке и отдыхе его бдительно охраняют сторожа.

Наши далекие предки тоже часто гибли в когтях леопарда. Может быть, поэтому этот зверь и теперь людей не боится. Нередко встречающимся в научной литературе сообщениям о трусости леопарда не верьте. Трусость и благоразумная осторожность — это не одно и то же, и нельзя их путать. Леопард именно безумно смел и вместе с тем осторожен. Преследуя добычу, он иногда подходит вплотную к населенным пунктам, однако от встречи с современным человеком стал уклоняться, не проявляя при этом поспешности и нервозности. Случались нападения леопардов на людей, но почти все они были вызваны преследованием: как и тигр, леопард не терпит этого, он слишком горд и независим.

В начале нашего века в Африке и Азии ежегодно убивали 10 и более тысяч леопардов, а с 50-х годов охота на суперкошку приняла чудовищные раз