Юный Натуралист 1980-05, страница 13

Юный Натуралист 1980-05, страница 13

и

Невидимые простым глазом клетки, из которых состоят все живые организмы, обладают различными свойствами. Одно из них — умение узнавать «своих». На клеточной оболочке есть как бы органы чувств. Они и определяют, кто находится рядом. Узнала клетка «свою» — соединяется с ней, опознала «чужую» — ничего не произойдет. Соединение клеток с себе подобными особенно хорошо наблюдать на губках. Известно, что им свойственно восстанавливать свое тело из распавшихся клеток.

А что будет, если смешать клетки разных губок?

Взяли две губки разных видов и протерли их через тонкое сито в чашку с морской водой. Животные распались на отдельные клетки, которые поодиночке осели на дно, стали двигаться, а через некоторое время находили себе партнеров. Так возникали клеточные пары. К ним присоединялись другие. Но объединялись клетки не беспорядочно, не как попало. Соединялись только клетки одного и того же вида губки. Поначалу было много мелких клеточных групп. Потом и они объединялись. В конце концов возникли два больших клеточных скопления. Они медленно изменялись, и спустя две-три недели из каждого скопления клеток сформировалось по губке. Обе были точно такие же, как до разрушения. Выходит, что клетки разных видов рассортировывались в клеточной смеси.

Узнавать «свои» и соединяться с ними могут клетки всех организмов. Если бы они вдруг утратили эту способность, получились бы не организмы, а мешанина из печеночных, почечных, желудочных и всех прочих клеток. Но этого никогда не случается. Именно потому, что однородные клетки прочно скреплены.

Каким образом это происходит? Может быть, на клеточных оболочках есть какие-то специальные приспособления, соединяющие соседние клетки, нечто вроде крючочков или прицепок? Однако даже при больших увеличениях микроскопа клеточные границы казались совершенно ровными и лишь между некоторыми клетками были видны перемычки. Но когда клетки стали рассматривать под электронным микроскопом и научились получать объемные изображения, обнаружили, что поверхности клеток совсем не гладкие и никаких перемычек между ними нет. Вся клеточная оболочка оказалась с многочисленными выростами наподобие волосков, пузырьков и складочек. Лишь в отдельных местах выросты соседних клеток соединялись. Как правило, между клетками всегда имелось пространство, заполненное веществом, которое прочно склеивало клетки,

цементировало их. Поэтому и назвали межклеточное вещество клеточным цементом. То, что принимали за перемычки, были выросты, отходящие от двух рядом расположенных клеток. Они не срастаются, и между ними всегда остается щель. Просто она настолько узка, что в обычный микроскоп ее невозможно увидеть.

Соседние клетки не так-то легко отделить друг от друга. Но это можно сделать, как и многие другие клеточные операции, с помощью прибора микроманипулятора. По степени прогиба иголочки, которой разъединяют клетки, судят о прочности межклеточных связей. При разделении клеток здоровой Почки иголочка прогибается сильно, а при разделении клеток опухоли почки она почти совсем не изменяется. Точно так же гораздо больше прогибается иголочка при разъединении клеток здоровой кожи. И другими способами можно убедиться, что здоровые клетки прочнее соединены между собой, чем больные.

Повреждения клеточных оболочек выражаются не только в ослаблении связей между клетками, отчего они легко разъединяются. Бывает, при нарушении оболочки клетки и легко объединяются. Уничтожается граница, и они сливаются в единую клетку. Вместо двух одноядерных клеток получается одна большая с двумя ядрами. А если сливаются несколько клеток, возникает одна гигантская, многоядерная. Такие клетки ученые наблюдали при некоторых вирусных заболеваниях. Это и навело их на мысль: нельзя ли с помощью вирусов заставить клетки слиться? Было заманчиво объединить в одну клетку две неродственные и посмотреть, какое потомство получится от клеточного гибрида. И действительно, нашли вирусы, которые вызывали такое слияние. Но судьбу клеточных гибридов проследить не удавалось, потому что вскоре после своего возникновения гибридные клетки погибали, так и не успев разделиться. Погибали они от вредного воздействия вирусов. Получалось, что вирусы являлись причиной не только возникновения гибридов, но и причиной их гибели. Как быть? Выход придумали. Стали облучать вирусы такой дозой ультрафиолетовых лучей, которая снижала их вредные свойства, но не уничтожала способности вызывать слияние клеток. Когда действовали обезвреженными вирусами, клетки после слияния благополучно жили и размножались.

Что же происходит с клеточной оболочкой под влиянием вирусов? Это помог рассмотреть электронный микроскоп.

Оказалось, что вирусы скапливаются на границе между клетками. В этих участках оболочки клеток растворяются, образуют

2*