Юный Натуралист 1980-05, страница 33

Юный Натуралист 1980-05, страница 33

31

рок лет для кустарничка — предел жизненного пути. Там, где кусты вереска отмирают, поселяется его родственница толокнянка — медвежья ягода. Но вереск так просто не сдается. В куртине толокнянки вскоре появляются всходы вереска. Он вытягивается выше непрошеной гостьи и затеняет ее. И толокнянка постепенно уступает захваченное место.

У гардении Тунберга из Анголы гладкий беловатый ствол, сверкающие глянцем круглые листья с острыми концами, сладко пахнущие белые цветки, которые привлекают массу мотыльков. Плоды, похожие на серые лимоны, лакированные и деревянистые, массами об

вешивают дерево, так что гнутся ветви. Годами висят плоды на дереве, не раскрываются и на землю не падают.

Как же освобождаются семена? Наконец удалось узнать, что плоды едят антилопы. Сочная мякоть вокруг семян усваивается, а твердые семена проходят через кишечник животного без повреждения.

Неподалеку от Бомбея среди Аравийского моря есть остров Слонов. Живых слонов на нем нет. Славится остров деревянными. Самые редкостные слоны, самые дорогие — из белого санталового дерева, которое продают только на вес. Это дерево покрупнее своих ро

дичей — омел, но выше десяти метров не поднимается. Вечнозеленое. Как будто бы не очень разборчивое. Присасывается к корням пальм. Если их нет рядом, то к бамбуку, нет бамбука — даже к сахарному тростнику. Древесина ценится за особый, санталовый запах.

Где только не попадается льнянка обыкновенная: вдоль дорог, по канавам и откосам, на заброшенных полях и огородах. Расселяется с помощью семян и корневых отпрысков. Из Европы она уже давно перебралась в Америку. В 1814 году появилась в Бостоне и с тех пор стала неистребимой спутницей американских лугов и лесов.