Юный Натуралист 1980-05, страница 36

Юный Натуралист 1980-05, страница 36

34

Снегири на веранде

Три года подряд у нас на открытой веранде гнездились снегири. Гнездо соорудили среди густых вьюнков. Сначала птицы были очень осторожными. Скрытно отложили яйца и насиживали птенцов. Мы их не тревожили, остерегаясь, что бросят гнездо.

Птенцы почему-то рано покинули свой дом, еще даже не научившись летать, и мы все время боялись, как бы их не съели кошки.

Однажды услышали свист снегиря и увидели на ступеньках веранды серенькую самку почти без дыхания, с закрытыми глазами. Мы ее взяли, обернули теплой тряпкой. Она постепенно ожила, открыла глаза. Усадили ее в гнездо, а через некоторое время решили посмотреть, жива ли она. Птичка прекрасно себя чувствовала, но не улетала. С тех пор оба снегиря совсем перестали бояться нас.

Семья АРЛАЧЕВЫХ

г. Назарово Красноярского края

Прокомментировать эти письма мы попросили кандидата биологических наук Ксению Всеволодовну Авилову.

Дикие животные часто перестают бояться людей, если их не беспокоить и вести себя «вежливо». Яркий пример — гнездование скворцов на балконах многоэтажных домов в новых районах Москвы, где для них все чаще вывешивают скворечники. Птицы хорошо отличают своих от чужих. К тем, кто постоянно появляется в поле их зрения, они относятся особенно доверчиво. Известный ленинградский орнитолог Е. В. Лукина в своей книге «Птичий городок» описывает зимующих птиц, которые постепенно привыкли брать корм у нее из рук. Конечно, такое приручение требует терпения, настойчивости и аккуратности.

У многих лесных птиц птенцы покидают гнездо, еще не научившись летать. Это их естественное свойство. И не надо думать, что они выпали из гнезда, не надо их спасать. О малышах постоянно заботятся их собственные родители. Брать же их домой и пытаться выкармливать, как делают некоторые, ни в коем случае нельзя.

Если птица не погибла, а только плохо себя чувствует, как было с самкой снегиря, о которой написали Арлачевы, ее можно спасти, поместив в теплое мес

то (под лампу или к печке), но только в клетке, а не в руках. Лучше птиц ни во что не заворачивать, так как прикосновение человеческих рук для них сильное нервное потрясение.

Известно ли вам, что когда-то люди пытались приручить страусов, пеликанов, леопардов, диких быков? Сегодня у нас в гостях всем вам хорошо знакомый писатель Игорь Иванович Акимушкин. Он н расскажет об этом.

Были ли они домашними?

Страус всегда поражал воображение людей. В древности в странах Средиземноморья шла оживленная торговля яйцами страусов, которые употреблялись как сосуды для вина.

Этруски импортировали позолоченные страусиные яйца из Карфагена. В те времена эти птицы еще водились в Северной Африке и Аравии. В Карфагене, а еще раньше в Древнем Египте в больших загонах содержали тысячи страусов. Помимо яиц, ценились их перья. Ими украшали свои шлемы гладиаторы.

На арене цирков Древнего Рима страусы часто выступали в антрактах между сражениями для потехи публики. На страусах ездили верхом или запрягали их в небольшие колесницы и устраивали соревнования: чья упряжка или верховая птица первой прибежит к финишу.

Повелитель завоеванного греками Египта Птоломей Филадельф в праздничном шествии по случаю какого-то торжества ехал в карете, которую везли восемь страусов.

Домашние были в древности страусы или только прирученные? Теперь установить это с точностью невозможно. Большинство ученых склоняется к последней версии: страусы размножались в неволе, а стада в загонах пополняли пойманными на воле птицами.

Приручением и акклиматизацией страусов давно уже занимаются научные сотрудники в нашем заповеднике Аскания-Нова. Африканских страусов привезли туда в 1892 году. Через три года родились здесь первые страусята. И сейчас эти птицы размножаются в украинской степи. Правда, страусят выводят в инкубаторах.

Многие ныне дикие птицы были ручными в Древнем Египте: дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пелика