Юный Натуралист 1986-09, страница 24

Юный Натуралист 1986-09, страница 24

ЗВЕРИНАЯ СЕМЬЯ

Животные создают ее, чтобы вырастить и воспитать потомство. Обычно этим занимаются оба родителя, реже одна мать или отец, иногда в воспитании принимают участие ближайшие родственники, «тетки», «дядья» и лишь у очень немногих зверей «бабушки» и «прабабушки».

Чаще всего семьи зверей и птиц бывают временными. Они создаются на короткий срок и распадаются, как только в них больше нет необходимости. Трех-четырех-месячные лисята, едва научившись сами добывать себе пищу, решительно бросают семью, чтобы жить самостоятельно. Лисицы — страшные индивидуалисты, и постоянные контакты с другими, даже самыми ближайшими родственниками их определенно тяготят.

То, что взрослые дети покидают семью, кажется вполне закономерным. Нередко расстаются и родители, но не всегда это означает распад семьи. У многих перелетных птиц семьи образуются на всю жизнь, но зимой, во время скитания по теплым краям, супруги расстаются. Осенью дружные семьи скворцов сливаются в большие стаи и улетают на юг. Весной первыми на север возвращаются самцы, чтобы занять свои фамильные особняки-скворечники. Поэтому они спешат, не дожидаясь наступления тепла. Самки прилетают позже. Им нельзя переутомляться, нельзя голодать, ведь на их долю выпадает тяжелая обязанность по благоустройству гнезда, откладыванию яиц и воспитанию потомства. Истощенная самка с этой задачей не справится. Вернувшись на родину, самки разыскивают самцов, и семьи восстанавливаются.

23

Иногда родители расстаются в самое, казалось бы, напряженное время, когда в семье появляются дети. Юные кряковые утки в брачные союзы вступают еще на зимовках. Они вместе летят к нам на север. Самка выбирает подходящий участок для гнезда и приступает к откладыванию яиц. Иногда селезень помогает возводить гнездо, таскает строительный материал, но как только самка отложила первое яйцо, он у гнезда больше не появляется. Не обвиняйте его в нерадивости. Просто расфранченный селезень боится привлекать внимание к гнезду. Он не улетает, а прячется где-то поблизости и охраняет гнездовую территорию, зорко следя, чтобы рядом не поселилась другая утка.

Самые прочные семьи у слолоз. Матери продолжают заботиться о своих детях на протяжении 10—15 лет. Старшие дочери нежно опекают младших сестренок и братишек. Позже, когда у них появятся собственные дети, молодые самки не покидают семейной группы, продолжая подчиняться своим матерям и пользоваться их покровительством, да и сами трогательно заботятся о своих племянниках.

Слоны живут долго. Многие самки, еще полные сил и здоровья, становятся «бабушками», а если повезет, то и «прабабушками». Они продолжают верховодить в своих разросшихся семьях, покровительствуя самым младшим отпрыскам слоновьего клана — «внукам» и «правнукам».

Иная судьба уготована самцам. В семейные группы взрослых самцов не допускают. Сына или внука, достигшего 14—15 лет, взрослые самки начинают преследовать. Постепенно на него ополчаются все взрослые члены стада, и молодой слон покидает семью. Иногда он несколько лет сопровождает стадо своей матери, но держится от него на почтительном расстоянии, чтобы избежать нападения родичей.

Наконец, окончательно возмужав, он бросает семью. Теперь он бродит один, присоединяется к компаниям других самцов или недолго гостит в семейных группах самок со слонятами.

В зрелые годы положение самца меняется. Теперь он достигает такого размера и силы, что самки не решаются на него нападать. Больше никто не может ему помешать оставаться в семейных груп