Юный Натуралист 1980-05, страница 38

Юный Натуралист 1980-05, страница 38

36

логин в Окском заповеднике. Там ему посчастливилось принять участие в воспитании птенцов серого журавля. Послушайте, что он хочет вам рассказать.

Журавлята

Журавли обычно откладывают два яйца. Первые 36 часов после вылупле-ния птенцы ничего не едят и почти все время спят. Все тельце у них покрыто редким мягким темно-коричневым пушком, а на спине и шее пушок еще более темный.

Как только птенцы научатся самостоятельно передвигаться, журавлята яростно начинают нападать друг на друга. Борьба идет за обладание родителями. Но бывают случаи, когда один из родителей отказывается от воспита

ния, и тогда птенец обречен на гибель. Дерутся журавлята жестоко. Выдирают пух на теле, клюют в шею, хватают за крылья. До пятнадцатидневного возраста журавленок может напасть на любого иа своих собратьев, не считаясь с возрастом.

Я воспитывал двух журавлят — Крошу и Брыку. Журавлята сразу же приняли меня за одного из своих родителей и крепко привязались ко мне. Если во время прогулок я прятался от них, они начинали разыскивать меня, тревожно попискивая, а найдя, прижимались к ногам, развязывали шнурки ботинок, клювом захватывали рукав рубашки или тянули штанину. Так они выражали свою любовь. Кроша охотно давал взвешивать себя, измерять крылья, клюв, определять пульс и количество вздохов.

До двадцати дней птенец безраздельно доверяет своему воспитателю и принимает любой корм, но потом становится разборчивым и берет только тот, который ему нравится.

Во время прогулок журавлята охотились на лягушек и насекомых, предпочитая стрекоз и кузнечиков, и остерегались ос да некоторых жуков красного цвета. Одновременно они выкапывали корни травянистой растительности, чаще всего осоки.

Интересно было наблюдать, как мои подопечные познавали мир. При появлении автомашины, мотоцикла или самолета они панически бежали в укрытие — под дерево, в кусты и затаивались, пережидая опасность. Когда немного подросли, стали привыкать. При виде машин журавлята прижимались к моим ногам и тревожно попискивали.

Шло время. Брыка и Кроша стали хорошо бегять и одновременно тренировать свои слаЪые крылья, делая взмахи и взлеты. Иногда смешно подпрыгивали, и было трудно понять, танец это или попытка взлететь. Но вот журавлятам исполнилось два месяца, они научились вспархивать и летать. Сначала с возвышенности и при попутном ветре. А через три недели стали летать примерно на высоте пятиэтажного дома, делая круги в радусе 100—150 метров. В это время они не стали обращать внимания ни на появление машин, ни на звуки.

А теперь, дорогие друзья, мы прощаемся с вами до июня. Вопросы и задания сегодня рассыпались по всему заседанию, выберите их, пожалуйста, и поспешите выполнить.

Всего вам самого доброго!