Юный Натуралист 1980-06, страница 47

Юный Натуралист 1980-06, страница 47

# А

46 .шшыт

в них пещерки. В одной из них я бы свободно поместился. Остальные — поменьше.

Была пора, когда на маральих тропах, на звериных переходах начинает попадаться свежий помет этих оленей, состоящий целиком из глины. Этакие светло-желтые глиняные катышки — олени грызут и едят глину. В апреле маралы начинают посещать солонцы, переходя на сочные летние травянистые корма. Этим они и промас-сируют свой кишечник и избавятся от внутренних паразитов.

В тот летний день ветер волочил по склонам рваные серые комья облаков. Мо

росил дождь, и погода была совсем не майская.

По тропе над Кыгинским заливом я шел, закутавшись в зеленый плащ-дождевик. Около тропы я поднял какого-то взъерошенного рябчика, который, словно угорелый, умчался от меня в глубину березняка, то и дело задевая за ветви крыльями.

Я приготовился увидеть на солонце маралов, но то, что они появились сразу неподалеку от меня, было полной неожиданностью. Как только я вышел к солонцу, от него шарахнулось и побежало сразу несколько оленей. Я не смог сосчитать, сколько их там было, потому что поскользнулся на мокром склоне и чуть не укатился под обрыв. Я только успел увидеть, как от солонца метнулось несколько рыжих зверей.

Когда я поднялся и все-таки выбежал на самый солонец, зверей и след простыл.

Зато в следующее мгновение на склоне чуть пониже меня из-за кустов появился красавец марал. Ах, какие у него были рога! Какие панты! До него было метров тридцать, не больше, и он шел прямо через поляну, укрытую прошлогодней сухой травой. Все, что могла дать оленю природа, было у этого марала, старого и мощного зверя, который, пожалуй, не побоялся бы схватиться с крупным хищником. Марал находился в состоянии полной готовности умчаться, как только окажется ясно — откуда и какая грозит опасность. Он шел подтянутый, словно солдат на параде, и не мог никак понять — откуда все-таки она грозит ему. Уши его, словно два огромных мохнатых звукоуловителя, работали из стороны в сторону.

Я свистнул — марал содрогнулся. Но не умчался, а лишь пошел быстрее. Я свистнул еще раз, и зверь, уловив, откуда идет этот свист, махнул в мою сторону головой и легко унес свое могучее тело и могучие рога за соседние кедры.

Д. ЖИТЕНЕВ

ГРАЧАТА

Против нашего дома в небольшой лощине стояло десятка два больших стройных ветел. На каждом дереве было по четыре-пять грачиных гнезд. Грачи заняли все гнезда и в этот год. Весна идет быстро: вот у грачей и грачата появились. Наши ветлы посажены в кружок. И весь этот участок от зари до зари оглашался грачиным непрерывным криком. Грачи, видимо, самая крикливая птица из тех, кто селится рядом с человеческим жильем.

Однажды ночью так разбушевалась буря с ливнем, что утром я, придя, как всегда, просто так под ветлы, подобрал несколько